Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ЗАО "***" по доверенности Скатьковой О.В. на решение судьи Лефортовского районного суда Москвы от 21 сентября 2016 года, которым постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Росприроднадзора от 27.06.2016 N *** в отношении ЗАО "***" по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
установил:
Постановлением должностного лица 27.06.2016 ЗАО "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ЗАО "***" обратился с жалобой в суд.
Лефортовским районным судом Москвы постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит по доводам жалобы заявитель, указывая на то, что в действиях ЗАО "***" отсутствует состав правонарушения, так как генеральный директор ЗАО "***" прошел обучение в области охраны окружающей среды, получил удостоверение, а вмененная ст.73 7-ФЗ не образует состав ст.8.1 КоАП РФ, так как может свидетельствовать только о допущенных нарушениях в области формирования экологической культуры.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
Административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.1 ст.39 указанного федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с положениями ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Из материалов дела усматривается, что 01.06.2016 в 10.00 часов по адресу: *** , в ходе плановой выездной проверки было выявлено, что ЗАО "***", вопреки указанным выше требованиям закона, в ходе осуществления хозяйственной деятельности образует отходы производства и потребления, в том числе 4-5 классов опасности, при этом в период с 05.08.2015 до 13.12.2015 - в отсутствие предусмотренной природоохранным законодательством пройденной подготовки руководителя организации по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В обоснование вины положены следующие доказательства: протокол с уведомлением об административном правонарушении N *** от 16.06.2016 с описанием существа вменяемого административного правонарушения, акт проверки юридического лица от 10.06.2016 *** ; иные письменные документы.
В соответствии с частью 1 ст.2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Однако, из материалов дела следует, что генеральный директор ЗАО "***" Шестаков А.В. был назначен на должность 04.08.2015. 10.09.2015 ЗАО "***" был заключен договор на его обучение с аккредитованной организацией, генеральный директор ЗАО "***" Шестаков А.В. проходил обучение по программе охраны труда в НОУ УЦ "МОСДОР" с 14.12.2015 по 26.12.2015 и получил удостоверение о прохождении обучения по программе охраны окружающей среды, в момент его отсутствия ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду являлась инженер по охране труда и экологии Матвеева Д.Ю., при таких обстоятельствах, учитывая, что не прохождение генеральным директором соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды само по себе свидетельствует о нарушениях в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РПФ, следует признать, что ЗАО "***" были приняты все меры для соблюдения экологических требований, что является обстоятельством, исключающим состав данного административного правонарушения.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что вывод о наличии события правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, является необоснованным, в связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО "***" прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд,
решил:
решение судьи Лефортовского районного суда Москвы от 21 сентября 2016 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по *** от 27.06.2016 N 11-35/984 в отношении ЗАО "***" по ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.