Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 декабря 2016 г. по делу N 33а-2086/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 20 сентября 2016 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований "данные изъяты" Омельченко А.Н. об оспаривании решения Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с отказом в принятии истца на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Митрофанова В.С. в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя административного ответчика Зотова А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Омельченко А.Н. составом семьи "данные изъяты" человека отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Омельченко А.Н. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение жилищного органа и обязать жилищный орган признать его и членов семьи нуждающимися в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты исключения из списков личного состава воинской части, а также предоставить ему жилищную субсидию.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, правовую позицию, сформулированную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2014 г. N 41-КГ14-22, утверждает, что Омельченко А.Н. и члены его семьи имеют право быть признанными нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, полагает, что несвоевременное представление истцом документов в жилищный орган, а также утрата истцом статуса военнослужащего не свидетельствует об отсутствии у него права быть принятым жилищный учёт после увольнения с военной службы.
По мнению представителя административного истца, суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, так как не истребовал надлежащим образом оформленное жилищное дело Омельченко А.Н., не приобщил из него документы, опровергающие изложенные в решении суда обстоятельства. Протокол судебного заседания, содержащий неточные сведения о содержании и ходе проведения судебного заседания, изготовлен с нарушением установленного срока, поданные на протокол судебного заседания замечания не рассмотрены.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с абз. 1 и 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются указанные в данной Инструкции документы.
По смыслу данных правовых норм для обеспечения от военного ведомства жилым помещением, военнослужащие в период прохождения военной службы обращаются в специализированную организацию Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признание нуждающимися в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жильем от военного ведомства законодательством, регулирующим вопросы жилищного обеспечения военнослужащих, не предусмотрено и на момент увольнения заявителя с военной службы также не предусматривалось.
Вместе с тем п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы, которым согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Кроме того, согласно п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление о принятии на жилищный учет и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, жилищное законодательство не ограничивает возможность подачи военнослужащим заявления о принятии на жилищный учет изданием приказа об увольнении с военной службы и связывает такую возможность лишь с датой исключения его из списков личного состава воинской части, т.е. с утратой статуса военнослужащего.
По делу установлено, что приказом начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия" от ДД.ММ.ГГГГ N, Омельченко А.Н. досрочно уволен с военной службы в запас по подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с невыполнением условий контракта.
Приказом начальника "адрес" высшего военного авиационного училища летчиков от ДД.ММ.ГГГГ N Омельченко А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава части.
Решением Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Омельченко А.Н. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ Омельченко А.Н., утративший статус военнослужащего, повторно обратился в Федеральное государственное казённое учреждение " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, N Омельченко А.Н. отказано в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что на дату обращения, а именно ДД.ММ.ГГГГ он утратил статус военнослужащего и не может быть принят на такой учет в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
При таких обстоятельствах, вопреки доводу автора жалобы, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности вынесенного Федеральным государственным казённым учреждением " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решения об отказе в принятии Омельченко А.Н. на жилищный учёт.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции не истребовал жилищное дело Омельченко А.Н. в полном объёме и не приобщил из него документы, является необоснованным, поскольку имеющихся в деле доказательств было достаточно для правильного разрешения настоящего административного дела.
Ссылка в жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации является необоснованной, поскольку указанное судебное постановление принято по делу с иными обстоятельствами.
Оснований для рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания, поданных представителем истца, как это правильно отмечено в сообщении Северо-Кавказского окружного военного суда, не имелось.
Утверждение в жалобе о нарушении судом первой инстанции иных норм процессуального права следует признать безосновательным, поскольку это не подтверждается материалами дела.
Следовательно, апелляционная жалоба представителя административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 20 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению Омельченко А.Н. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.