Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев дело по жалобе Гайфуллина И.С. на постановление должностного лица ГИБДД ОМВД России по Добринскому району Липецкой области от 14 сентября 2016 года, и решение судьи
Добринского районного суда Липецкой области от 21 октября 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего инспектора ГИБДД ОМВД России по Добринскому району Липецкой области от 14 сентября 2016 года Гайфуллин И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.
Согласно постановлению, 12 сентября 2016 года, являясь механиком МУП "Чистый город", в нарушение п.12 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации ... ", Гайфуллин И.С. допустил к управлению автомобилем предприятия водителя Иванова М.А., лишенного права управления транспортными средствами.
Решением судьи Добринского районного суда Липецкой области от 21 октября 2016 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе Гайфуллин И.С. просит об отмене постановления и решения, указывая на то, что его должностные обязанности ограничены сферой контроля технического состояния транспортных средств, и не охватывают допуск водителей к управлению ими.
Изучив материалы дела, признаю решение судьи подлежащим отмене.
Согласно п.12 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации ... ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1090 от 23 октября 1993 года, должностным лицам и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудование без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
- допускать к управлению транспортными средствами ... лиц, не имеющих права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории.
Согласно ст.12.32 КоАП РФ допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей.
Как видно из материалов дела, на основании трудового договора от 10 июня 2016 года Гайфуллин И.С. принят на работу в МУП "Чистый город" в должности механика.
12 сентября 2015 года в 10 час.25 мин. инспектором ОГИБДД ОМВД России по Добринскому району Липецкой области Донских А.А. выявлен факт эксплуатации автомобиля " N" рег.знак N, принадлежащего МУП "Чистый город", водителем Ивановым М.А., лишенным права управления транспортными средствами (водительское удостоверение не сдано).
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Собранные доказательства не являются достаточными для вывода о виновности Гайфуллина И.С.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 19 от 16 октября 2009 года указано, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной комиссии) (п.4).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранений, учета и контроля за их расходованием) (п.5).
Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой (п.6).
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, определяющее значение при разрешении вопроса о наличии состава должностного административного правонарушения имеет оценка деяния лица применительно к его должностным обязанностям.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие).
Таким образом, бремя определения надлежащего субъекта ответственности возлагается на административный орган.
Вышеуказанный пункт 12 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации ... " определяет две группы обязанностей должностных лиц - технический контроль транспортных средств, и допуск водителей к управлению ими.
В обоснование вывода о виновности Гайфуллина И.С. судьей указано, что он выписал водителю Иванову М.А. путевой лист, и был обязан контролировать допуск водителей к управлению транспортными средствами в соответствии с трудовым договором.
Согласно же п.1.2.1 трудового договора между Гайфуллиным И.С. и МУП "Чистый город", в его функциональные обязанности входит обеспечение безаварийной и надежной работы всех видов оборудования, их правильной эксплуатации, своевременного качественного ремонта и технического обслуживания, проведение работ по его модернизации и повышению экономичности ремонтного обслуживания оборудования.
Остальные функциональные обязанности (пункты 1.2.2 - 1.2.14) относятся исключительно к ремонту, учету, модернизации оборудования, нормам расхода материалов, охране труда, и т.п., что не имеет правового значения в данном деле.
"Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным постановлением Минтруда РФ N 37 от 21 августа 1998 года определены должностные обязанности механика, которые наряду с техническими функциями, также включают правильную эксплуатацию всех видов оборудования.
Допуск водителей к управлению транспортными средствами (предрейсовый контроль) к перечню должностных обязанностей Гайфуллина И.С., равно как и к нормативным должностным обязанностям механика, непосредственно не отнесен.
Охватывается ли данная функция должностной обязанностью обеспечивать правильную эксплуатацию оборудования, судьей не установлено.
Также не выяснено, имеется ли специальное распоряжение о возложении на Гайфуллина И.С. обязанности осуществлять предрейсовый контроль водителей (допуск к рейсу).
Соответствующий запрос судьи областного суда в МУП "Чистый город", связанный с выяснением данных вопросов, в полном объеме не исполнен.
Путевой лист от 12 сентября 2016 года содержит в графе "выезд разрешаю" указание фамилии - Гайфуллин, без его подписи.
Согласно объяснению Гайфуллина И.С. в областном суде, указание в путевом листе его фамилии означает подтверждение технической исправности автомобиля, а в целом путевой лист заполнен и подписан диспетчером.
Кем фактически заполнен путевой лист, в том числе графа "водительское удостоверение проверил", также не установлено.
При таких обстоятельствах решение судьи подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ в тот же суд.
Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Добринского районного суда Липецкой области от 21 октября 2016 года по жалобе Гайфуллина И.С. на постановление должностного лица ГИБДД ОМВД России по Добринскому району Липецкой области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.32 КоАП РФ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в порядке главы 30 КоАП РФ в тот же суд.
Судья подпись
Букреев Д.Ю.
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.