судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В. и Долговой Л.П.,
при секретаре Исаеве М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 27 сентября 2016 года, которым постановлено:
" Установить факт принадлежности умершему ДД.ММ.ГГГГ Карагодину В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правоустанавливающего документа - справки ВТЭ-137 N 091350, выданной 12.07.1990г. на имя Карогодина В.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Признать за Карагодиной З.В. право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частями 10, 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как за членом семьи инвалида вследствие военной травмы Карагодина В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ОБУ "ЦЗСН" по Воловскому району назначить Карагодиной З.В. ежемесячную денежную компенсацию установленную частями 10. 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-Ф3 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как члену семьи инвалида вследствие военной травмы Карагодина В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, с 20 июня 2016г.".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Карагодина З.В. обратилась в суд с иском к ОБУ "ЦЗСН" по Воловскому району", Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации члену семьи умершего инвалида вследствие военной травмы.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является "данные изъяты", а потому при жизни родителей находилась на их иждивении. Ее отец, Карагодин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу в Советской Армии с октября 1941 года по ноябрь 1947 года, в том числе в период с 15.01.1942 года по 15.11.1944 года проходил военную службу в составе 10 отдельного батальона ВНОС действующей армии в период боевых действий, был уволен в запас по болезни. Он являлся инвалидом Великой Отечественной войны, на основании справки областной ВТЭК от 12.07.1990 года ему была установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с пребыванием на фронте.
Полагает, что она является членом семьи умершего инвалида вследствие военной травмы, а потому имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частями 10,13 статьи 3 ФЗ от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В связи с этим, 20.06.2016 года она обратилась с заявлением в ОБУ "ЦСЗН по Воловскому району" о назначения ей данной ежемесячной денежной компенсации. Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области N609-П от 23.06.2016 года ей было отказано в получении данной компенсации по причине отсутствия копии документа, подтверждающего получение ее отцом военной травмы в период прохождения военной службы. Кроме того, фамилия умершего в справке ВТЭ-137 N091350 не соответствует фамилии отца в свидетельстве о смерти.
Считает отказ не законным, поскольку к инвалидности вследствие военной травмы относится инвалидность вследствие заболевания, полученного при защите Родины, на фронте, где велись боевые действия.
Просила с учетом уточнений признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частями 10, 13 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 года N306-Ф3, как за членом семьи инвалида вследствие военной травмы Карагодина В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчиков назначить ей ежемесячную денежную компенсацию с 20.06. 2016года, а также установить факт принадлежности справки ВТЭ-137 N091350, выданной на имя Карогодина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Карагодину В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ОБУ "ЦЗСН по Воловскому району" не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях исковые требования не признал, утверждая, что в представленном истицей пакете документов отсутствовал документ, подтверждающий получение ее отцом военной травмы в период прохождения военной службы.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя истицы, возражавшей против апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Пунктом 3 части 11 указанной статьи к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 статьи 3, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности, отнесены дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
Частью 8 статьи 3 Закона определено понятие "военной травмы", как увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142) для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель (член семьи) подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, и следующие документы:
копия документа, удостоверяющего личность;
копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы, - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
копия свидетельства о смерти инвалида, копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы, документ, подтверждающий получение военной травмы в период прохождения военной службы (военный билет, справка военного комиссариата, военно-медицинские документы, архивные справки), - для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 10 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат";
документы, подтверждающие право членов семьи на ежемесячную денежную компенсацию (копия свидетельства о заключении брака; копии свидетельств о рождении детей; копия документа, подтверждающего родственные отношения с умершим (погибшим) инвалидом либо военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, погибшим (умершим) при исполнении обязанностей военной службы либо умершим вследствие военной травмы, - для родителей; копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности, - для супруги (супруга), родителей, являющихся инвалидами и не достигших возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина); копия справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности с детства, - для детей, достигших возраста 18 лет, которые стали инвалидами до достижения этого возраста; справка образовательной организации, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (представляется по достижении им 18-летнего возраста каждый учебный год), - для ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации);
копия решения органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) - для опекуна (попечителя).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истица Карагодина З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно. Отцом истицы является Карагодин В.Н., умерший ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о рождении истицы и о смерти ее отца.
Согласно справок Воловского районного военкомата от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Карагодин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения действительно проходил военную службу с октября 1941года по ноябрь 1947 года, а в период с января 1942 года по ноябрь 1944года в составе 10 батальона ВНОС.
Из справки ВТЭ -137 N091350 от 12.07.1990года Карогодину В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлена бессрочно 2 группа инвалидности в связи с заболеванием, связанным с пребыванием на фронте. Умерший являлся получателем пенсии по инвалидности как инвалид Великой Отечественной войны с 01.10.1990года по 01.01.1993года.
20.06.2016 года истица обратилась с заявлением в ОБУ "ЦСЗН по Воловскому району" о назначения ежемесячной денежной компенсации как члену семьи инвалида вследствие военной травмы.
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области N609-П от 23.06.2016 года в назначении ежемесячной денежной компенсации истице отказано, поскольку отсутствует копия документа, подтверждающего получения военной травмы в период прохождения военной службы; кроме того, фамилия умершего в справке ВТЭ-137 N091350 не соответствует фамилии в свидетельстве о смерти.
На основе анализа представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, в том числе справок администрации сельского поселения Набережанского сельсовета Воловского района Липецкой области от 23.12.2003года, 15.06.2016года, выписок из похозяйственных книг за 1983-1985годы, показаний свидетелей ФИО13 и ФИО14, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что представленные суду документ ы, в частности, справк а ВТЭ-137 N 091350 от 12.07.1990 года , свидетельство о смерти, а также иные документы, где в указании фамилии Карагодина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеется различное написание гласных букв, принадлежат отцу истицы Карагодину В.Н., умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Доводов, направленных на оспаривание выводов суда первой инстанции в данной части, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, на основании установленных обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции исходил из того, что истица, ставшая инвалидом до достижения возраста 18 лет, является дочерью Карагодина В.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ, который на день смерти был признан инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, что подтверждается справкой ВТЭ-137, то есть в связи с получением военной травмы, а потому истица, как член его семьи, имеющий инвалидность с детства, имеет право на назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 10 ст. 3 Закона N 306-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Суд пришел к правильному выводу о том, что причина инвалидности относится к военной травме, связанной с пребыванием на фронте в период Великой Отечественной войны, что соответствует понятию "военная травма", приведенному в ч. 8 ст. 3 Закона N 306-ФЗ, а также в пп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие военной травмы у умершего представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается, поскольку из свидетельства об освобождении от воинской обязанности, выданного 22.03.1956 года, а также из рукописной копии свидетельства об освобождении от воинской обязанности следует, что Карагодин В.Н. признан непригодным к несению воинской обязанности с исключением с учета по гр.111 ст.29 расписания болезней приказа ВМ СССР N130, 1951 года, то есть он был снят с воинского учета в связи с органическими болезнями сердца или больших сосудов, резко выраженного артериосклероза с расстройством функции сердечно-сосудистой системы или других органов, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку выводов суда он не опровергает. Приведенные доводы не являются бесспорным доказательством отсутствия у умершего заболевания, связанного с пребыванием на фронте, установленного актом N1186 освидетельствования во ВТЭК 12.07.1990года.
В период признания Карагодина В.Н. инвалидом с причиной инвалидности: "заболевание связано с пребыванием на фронте" экспертизу длительной или постоянной утраты трудоспособности граждан проводили врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), деятельность которых осуществлялась в соответствии с Типовым положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 21.12.1984 г. N 1255, и принятым в его исполнение Положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР, ВЦСПС от 09.04.1985 г. N 147.
Согласно Методическим указаниям по определению причин инвалидности, утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 25.12.1986 г. N 161, военнослужащим ВТЭК могут устанавливать причину инвалидности в соответствии с формулировками, приведенными в Положении о ВТЭК и в настоящих Методических указаниях . Среди формулировок причин инвалидности, в том числе, указаны: заболевание, связанное с пребыванием на фронте, что имеет место в отношении отца истицы.
Согласно пункту 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012года N 142, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации считается день подачи заявления с документами, указанными в пункте 4 настоящих Правил.
Поскольку с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации Карагодина З.В. обратилась 20.06.2016 года, суд правомерно возложил обязанность по выплате ежемесячной денежной компенсации с указанной даты.
Доводы жалобы о том, что положения ФЗ N306-ФЗ, устанавливающие право на получение ежемесячной денежной компенсации, распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу на момент вступления его в законную силу, являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поскольку истица является членом семьи инвалида вследствие военной травмы, она в силу приведенных выше нормативных положений имеет право на получение от государства мер социальной поддержки.
При этом правоотношения, возникшие в связи со смертью отца, являются длящимися. Выбор конкретных мер социальной поддержки членов семьи умершего инвалида военной службы, а также порядка и условий их предоставления относится к исключительной прерогативе федерального законодателя, который предусмотрел в Федеральном законе от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2012г., такую меру социальной поддержки, как выплата названным лицам ежемесячной денежной компенсации ( часть 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ), обеспечивающую наряду с другими мерами социальную защиту данной категории граждан.
В связи с этим после введения в действие законоположений, установивших выплату ежемесячной денежной компенсации членам инвалида вследствие военной травмы, истица как дочь умершего, не может быть лишена права на получение такой компенсации исходя из факта его службы и смерти ее отца до 1 января 2012года.
Иное толкование изложенных выше правовых норм привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории в зависимости от времени прохождения военной службы - до введения в действие Федерального закона от 7 ноября 2011г. N306-ФЗ, то есть до 1 января 2012г., или после 1 января 2012г., что не соответствует части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
На недопустимость таких различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, указано и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014г. N15-П.
Вместе с тем судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы жалобы о том, что ОБУ "ЦСЗН" по Воловскому району является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям о назначении истицей ежемесячной денежной компенсации.
Согласно п.2 Положения об Управлении социальной защиты населения Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 04.09.2006года N672-р, управление осуществляет функции по назначению ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 , 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Приказом Управления социальной защиты населения Липецкой области от 31.12.2015 года N1218 переданы областным бюджетным учреждениям, перечень которых предусмотрен приложением 1 к настоящему приказу, полномочия управления социальной защиты населения Липецкой области по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, за счет средств федерального бюджета на социальные выплаты, предусмотренные приложением 2 к настоящему приказу, на 2016 год.
При этом в Перечне межбюджетных трансферов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ , необходимых для осуществления необходимых для осуществления публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, спорное публичное обязательство по выплате ежемесячной денежной компенсации не приведено.
Из представленного в материалы дела Устава ОБУ "ЦСЗН" по Воловскому району с учетом изменений, внесенных 03.07.2015 года, усматривается, что к полномочиями Центра отнесено осуществление формирования и ведения базы данных, имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, а также прием документов.
Анализ приведенных положений позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что ответчиком Управление социальной защиты населения Липецкой области не передавались ответчику ОБУ "ЦСЗН" по Воловскому району функции по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 , 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, а поэтому отсутству3ют правовые основания для возложения на ОБУ "ЦСЗН" по Воловскому району обязанность по назначению истице данной компенсации. В связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в данной части изменить, возложив указанные выше обязанности на Управление социальной защиты населения Липецкой области.
В остальной части суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, дал верную оценку представленным сторонами доказательствам, при этом правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений гражданского процессуального закона. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 27 сентября 2016 года изменить в части возложения обязанности по назначению ежемесячной денежной компенсации на ОБУ "Центр социальной защиты населения по Воловскому району".
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области назначить Карагодиной З.В. ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 10, 13 ст. 3 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 20 июня 2016года.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.