Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда Астапчук Р.В., Башкатовой Е.Ю.,
при секретаре Зварич Н.И.,
рассмотрела в судебном заседании
07 декабря
201
6
года
дело по апелляционной жалобе Бояскина В.Н. на решение Центрального районного суда " ... " от 29 сентября 2016 года, которым постановлено:" Бояскину В. Н. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Астапчук Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бояскин В.Н. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование требований указал, что он относится к категории детей-сирот, в связи с тем, что его родители были лишены родительских прав. Находился на полном государственном обеспечении в Перопавловском детском доме " ... " Омской области в период с " ... " по " ... ". На основании поставленного диагноза "умственная отсталость" он был направлен в " ... " области в Тарскую вспомогательную школу-интернат, где обучался в период с " ... " по " ... ". Впоследствии он был направлен в г. Омск на ПТУ 49 и обучался с " ... " по " ... ". Был выпущен в 17 лет, права о реализации жилищных прав ему не были разъяснены Администрацией образовательного учреждения. Ссылается на то, что до 23 лет был лишен свободы на основании приговора Тюкалинского городского суда Омской области, отбывал наказание в ИК 8 с " ... " до исполнения ему 23 лет. В настоящее время также отбывает наказание в Исправительном учреждении. Просил обязать Министерство образования Омской области включить его в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании истец участия не принимал.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участие не принимал, представлен отзыв на иск, из которого следует, что реализация права на предоставление жилья носит заявительный характер, а также ограничивается достижением возраста 23 лет. Сведения о нахождении Бояскина В.Н. в списке отсутствуют. В суд истец обратился в 2016 году в возрасте 35 лет. Поскольку реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, в настоящее время у истца отсутствует право на получение жилого помещения.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области, не явился.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бояскин В.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение, включив его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по категории "дети-сироты", предоставить ему жилое помещение. Считает, что суд не всесторонне, не полно и не объективно исследовал все представленные сторонами доказательства, не дав им правильную правовую оценку, что повлекло принятие не законного решения. Приводит другие доводы, аналогичные заявленным в суде первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства имущественных отношений Омской области - Ларионова О.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы апелляционной жалобы необоснованными
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д.151-156), однако, в судебное заседание не явились. Истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области, куда и было направлено ему судебное извещение, которое согласно расписке он получил " ... ", о намерении присутствовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не заявил, в апелляционной жалобе (л.д.136-137) просьба об этом также не содержится.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены судебного решения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 "О судебном решении" от " ... " решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела допущено не было.
Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаясь в суд с иском, Бояскин В.Н. указал, что не встал на учет, так как не успел собрать все необходимые документы, потому что находился в местах лишения свободы, отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области с " ... " по " ... ", и он не знал, что необходимо обратиться за постановкой на учет до 23 лет, никто не разъяснял его право на обеспечение жильем.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п .3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Бояскин В.Н. родился " ... ", его родителями являются: мать - Бояскина Н. Н., отец- Бояскин Н. Н.ч, которые на основании решения Тюкалинского районного суда Омской области от " ... ", лишены родительских прав. (л.д. 51).
На основании решения " ... " исполнительного комитета от " ... ", Бояскин В.Н. был определен в Петропавловский детский дом " ... " Омской области с " ... " по " ... " (л.д. 16).
С " ... " по " ... " являлся воспитанником Тарской вспомогательной школы-интернат (л.д. 17). Впоследствии он был направлен в г. Омск на ПТУ 49 и обучался с " ... " по " ... ".
Согласно материалам личного дела, за Бояскиным В.Н. на территории Октябрьского сельского " ... " была закреплена жилая площадь 9 кв.м (л.д. 46).
По имеющейся информации Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области от " ... " Бояскин В.Н. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: Омская область, " ... " (л.д. 13).
По данным Администрации Октябрьского сельского поселения Тюкалинского муниципального района от " ... ", в указанном помещении проживают: Бояскин А.Н., Бояскин Е.Н., Бояскина И.Н., Бояскин В.Н. в данном помещении проживал с " ... " по " ... " квартира не оформлена, находится в ветхом состоянии (л.д. 112).
Из акта обследования жилого помещения по адресу: Омская область, " ... " следует, что общая площадь дома составляет 23,4 кв.м., дом требует ремонта крыши, оконных рам. Непригодным для проживания дом не признан. (л.д. 119).
В силу указанных обстоятельств истец действительно является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
По сведениям БУЗОО "Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова" Бояскин В.Н. в 2011 году находился на стационарном обследовании, диагноз не выставлен, под наблюдением врача-психиатра " ... " не состоит.
По данным Министерства образования Омской области от " ... ", Бояскин В.Н. не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от " ... " N " ... "- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Омской области, с заявлением о включении в список регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Бояскин Н.Н. не обращался. (л.д. 86).
Из приведенного выше следует, что " ... " истец достиг возраста 18 лет.
Согласно статье 127 Кодекса о браке и семье РСФСР детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве и помещенным в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагается на администрацию учреждения, в котором находится подопечный.
В соответствии со ст.139 Кодекса о браке и семье РСФСР по достижении подопечным пятнадцати лет опека прекращается, а лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится без особого решения попечителем несовершеннолетнего. По достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого решения.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был принят " ... "
В соответствии со статьями 1 и 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в первоначальной редакции) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе по обеспечению жилыми помещениями.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из анализа указанных выше норм следует, что гарантируемое детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа право на внеочередное обеспечение жилой площадью могло быть реализовано ими только до достижения 23-летнего возраста.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
" ... " истцу исполнилось 23 года.
П. 2 ст.37 ЖК РСФСР (в ред. Федерального закона от " ... " N 45-ФЗ) предусматривал, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Таким образом, законодатель четко предусмотрел обстоятельства, по истечении которых, т.е. после прекращения государственного обеспечения, данная категория лиц подлежала обеспечению жилым помещением в льготном порядке, при этом такие обстоятельства могут наступить и после достижения ими возраста 23 лет, если начало их наступления началось до достижения такого возраста.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, введенного в действие с " ... ", жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п . 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до " ... "), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до " ... ") к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет), у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч.3. 4 ст.52 ЖК РФ (в первоначальной редакции) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В данной связи, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Оценивая доводы истца о невозможности подачи заявления о предоставлении жилого помещения в льготном порядке в связи с нахождением в местах лишения свободы, суд правильно учел следующее.
Согласно данных ИЦ УВД Омской области (л.д.87) впервые к лишению свободы был осужден по приговору Тюкалинского городского суда Омской области от " ... ", т.е. в возрасте 22 лет, " ... " был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы.
Судом установлено, что до " ... " Бояскин В.Н. находился на свободе, но не обратился в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, восстановлении срока для обращения с таким заявлением, доказательств отсутствия у истца такой возможности в деле не имеется.
Последующее его осуждение к лишению свободы по приговору Тюкалинским городским судом Омской области от " ... " правового значению для настоящего дела не имеет, поскольку данное обстоятельство имело место после достижения истцом возраста 23 лет.
По сведениям адресно-справочной работы Бояскин В.Н. был зарегистрирован по адресу: Омская область, " ... " " ... ", с " ... " по адресу: Омская область, " ... ", а также с " ... " по последнему адресу (л.д. 96 - 97). В период с " ... " по " ... " проживал по данному адресу. (л.д. 111).
В настоящее время истце отбывает наказание в виде 15 лет лишения свободы по приговору Тюкалинского городского суда Омской области от " ... ".
В данной связи, суд верно пришел к выводу, что истец, как до осуждения, так и в период нахождения на свободе, имел возможность реализации своего права на обеспечение жильем во внеочередном порядке, но таким правом не воспользовался он имел регистрацию, а соответственно препятствий для обращения с заявлением о включении его в списки детей сирот подлежащих обеспечению у него не было.
В силу ст.8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от " ... " N 15-ФЗ утратил силу с " ... " п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с " ... ".
Действие положений статьи 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, т.е. если бы в возрасте до 23 лет истец был принят на учет органами местного самоуправления, но и после достижения такого возраста жилое помещение ему не было предоставлено.
Таким образом, по смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Однако, доказательств того, что истец Бояскин В.Н. обращался в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по категории "дети, оставшиеся без попечения родителей", или в принятии такого заявления было незаконно отказано, им по правилам ст.56 ГПК РФ суду представлено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, впервые с заявлением в Министерство образования Омской области по вопросу предоставления жилого помещения по категории "ребенок-сирота" истец обратился лишь в 2016 году. На момент такого обращения в Министерство образования Омской области с заявлением ему исполнилось 35 лет.
В данной связи, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в период с 1999 года по 2005 год, истец имел возможность обратится к компетентному органу с заявлением о принятии на учет по обеспечению жильем во внеочередном порядке, но как признает сам истец, он с таким заявлением в указанный период не обращался.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от " ... " N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, доводы апелляционной жалобы о том, что БояскинВ.Н. не мог своевременно реализовать свое право, поскольку находился в местах лишения свободы, основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска не являются
Поскольку истец таким правом не воспользовался без каких-либо причин, которые могли быть признаны уважительными, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок-сирота, в настоящее время оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Свои выводы об отказе в удовлетворении иска суд подробно мотивировал с приведением правового обоснования, в связи с чем судебная коллегия с такими выводами суда соглашается и оснований для их переоценки не усматривает.
В силу названного выше специального федерального закона, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом, в том числе по обеспечению жилым помещением, а с учетом приведенного выше в настоящее время у государства такая обязанность отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что органы опеки и попечительства не оказали ему содействия по включению ребенка спорной категории в соответствующий список, на содержание решения повлиять не могут.
Нормы гражданского законодательства предусматривают общие для всех граждан Российской Федерации правила приобретения дееспособности, согласно которым способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
В данной связи, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, в силу чего решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Омска от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.