Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Синьковской Л.Г.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Дьякова А.Н.
при секретаре Груша А.В.
рассмотрела в судебном заседании 07 декабря 2016 года
дело по частной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на определение Центрального районного суда города Омска от " ... ", которым в удовлетворении заявления Министерства имущественных отношений Омской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда города Омска от " ... " по делу N " ... " отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
установила:
Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения. В обоснование указало, что решением Центрального районного суда города Омска от " ... " по делу N " ... " по иску прокурора Нововаршавского района Омской области на Министерство имущественных отношений Омской области была возложена обязанность предоставить Якубовской А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Ссылаясь на отсутствие финансирования и длительность процедуры оформления заявок и приобретения (строительства) жилых помещений, просило предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до " ... ".
Представитель заинтересованного лица прокурора Нововаршавского района Омской области Королев В.В. и заинтересованное лицо Якубовская А.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявления и предоставления отсрочки возражали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя Министерства имущественных отношений Омской области, представителей заинтересованных лиц Министерства образования Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановленоуказанное выше определение.
В частной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области просит определение суда отменить. Указывает, что порядок, установленный законодательством, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок. Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов РФ, в том числе на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, в установленном порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. При этом Министерство имущественных отношений Омской области в полном объеме использует и расходует все объемы финансирования, установленные государственной программой Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", поступающие как из областного, так и из федерального бюджета. Исполнение же требований исполнительного документа за счет перераспределения финансовых средств из других расходных статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, Бюджетным кодексом РФ не допускается. Таким образом, исполнение подобной категории решений суда требует существенных временных затрат. Отмечает, что на сегодняшний день Якубовская А.Г. находится в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по решению суда, ориентировочно под номером N " ... ", Министерство имущественных отношений Омской области планирует предоставить ей жилое помещение в течение " ... " года. Министерство, действуя в рамках предусмотренных законом полномочий и бюджетного финансирования, в " ... " году исполнило свои обязательства по приобретению жилых помещений для целей обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот. Неисполнение судебного решения влечет риск несения штрафных санкций в рамках принудительного исполнения.
В возражениях на частную жалобу прокурор Нововаршавского района Омской области полагает определение суда не подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела прокуратуры Омской области Чердакову Е.П., полагавшую определение суда законным и обоснованным, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда города Омска от " ... ", вынесенным по делу N " ... ", на Министерство имущественных отношений Омской области возложена обязанность предоставить Якубовской А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение вступило в законную силу " ... ".
" ... " судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области в отношении Министерства имущественных отношений возбуждено исполнительное производство. Сведений об исполнении решения в материалах дела не имеется.
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения, Министерство имущественных отношений Омской области ссылалось на наличие обстоятельств, препятствующих его исполнению. Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для предоставления отсрочки.
Так, из приведенных выше норм следует, что предоставление рассрочки или отсрочки возможно лишь в отношении неисполненного судебного акта и при наличии обстоятельств, затрудняющих его исполнение.
При этом Гражданский процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела. При этом обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки или рассрочки должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения.
Между тем заявителем каких-либо доказательств невозможности исполнения обязанности по предоставлению Якубовской А.Г. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также доказательств, подтверждающих намерение и возможность исполнить судебное решение в истребуемый заявителем срок, в материалы дела представлено не было.В обоснование требований о предоставлении отсрочки заявитель ссылается на то, что исполнение подобной категории решений требует существенных временных затрат. Вместе с тем коллегия не находит доводы заявителя в данной части состоятельными, свидетельствующими о необходимости предоставления отсрочки и как следствие влекущими отмену оспариваемого судебного акта.
Так, согласно п. 2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п с изменениями от 14.05.2014 года, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство имущества).
В соответствии с п. 3 названного Порядка Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования) ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности.
Согласно п. 7 Порядка жилые помещения приобретаются Министерством имущества по договорам купли-продажи, Министерством строительства - путем строительства (участия в долевом строительстве).
В силу п. 9 Порядка жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования. В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 10 Порядка сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества. В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление об обязании предоставить ребенку-сироте жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка.
Из решения суда от " ... " следует, что Якубовская А.Г. распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " N " ... " включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Однако, несмотря на то, что Якубовская А.Г. включена в список детей-сирот в целях обеспечения жилым помещением " ... ", судебное решение об обязании предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения вступило в законную силу " ... ", истец до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. При этом доказательств, свидетельствующих о совершении Министерством имущественных отношений Омской области действий, непосредственно направленных на исполнение решения суда по обеспечению Якубовской А.Г. жильем, не представлено. Факт непредоставления истцу жилого помещения нарушает ее конституционные, социальные и жилищные права.
Таким образом, принимая во внимание, что Якубовская А.Г. включена в соответствующий список " ... ", довод жалобы о том, что для исполнения судебного решения требуются существенные временные затраты, коллегия находит необоснованным, так как с указанной даты по настоящее время у заявителя имелось достаточно времени для реализации мероприятий, направленных на обеспечение истца жилым помещением, в связи с чем полагает отказ суда в предоставлении отсрочки исполнения решения законным и обоснованным.
Указание в жалобе на то, что исполнение подобной категории решений суда связано с бюджетным финансированием, само по себе в силу вышеприведенных норм законодательства не может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Доводы о возможном привлечении Министерства имущественных отношений Омской области к ответственности в рамках исполнительного производства за неисполнение решения суда также не могут быть приняты во внимание и не могут расцениваться как основание для предоставления отсрочки.
Соглашаясь с выводами суда, коллегия также исходит из того, что при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения судебного решения необходимо учитывать не только интересы должника, но и интересы взыскателя, который относится к особой категории граждан, подлежащей государственной защите (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в противном случае отсрочка исполнения судебного решения может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и нарушать права граждан, гарантированных Конституцией РФ.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно не нашел оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения суда.
Поскольку обжалуемое определение вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
определение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.