Судья краевого суда Воробьева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа, на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2016 года по делу по административному иску Анапского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Анапский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры и обязании устранить допущенное нарушение.
В обоснование иска указано, что Петрушиной Т.Н. в соответствии со ст.14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" как лицу, имеющему трех и более детей, на основании договора, заключенного с ответчиком предоставлен в аренду земельный участок, площадью 600 кв.м для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: " ... ". Однако участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого и технического водопровода. Между тем, определение и получение технических условий подключения названного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям, является в силу закона обязанностью административного ответчика, которая не исполнена.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 11 января 2016 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2016 года решение городского суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в краевой суд 29 ноября 2016 года, заявитель просит отменить судебные постановления, при этом указывая на применение судом норм материального права, не подлежащих применению, повлекших неверные выводы о наличии у органа местного самоуправления обязанности по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таковых по доводам кассационной жалобы не установлено.
Из судебных постановлений следует, что по итогам проведенной Анапской межрайонной прокуратурой проверки по обеспечению льготных категорий граждан земельными участками, установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа не проводилась работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
На основании постановления администрации город-курорт Анапа N 854 от 05 марта 2014 года "О предоставлении Петрушиной Т.Н. земельного участка по адресу: " ... " в соответствии со ст.ст. 19, 22, 28 ЗК РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", 19 марта 2014 года между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Петрушиной Т.Н. заключен договор N " ... " аренды земельного участка, площадью " ... " кв.м., с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
На момент выделения участок не был обеспечен инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
В Анапскую межрайонную прокуратуру 04 декабря 2015 года обратилась Петрушина Т.Н. с заявлением о защите ее нарушенных прав, в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией город-курорт Анапа в аренду земельного участка по целевому назначению - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года N532-К3 "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в ранее действовавшей редакции), граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Пунктом 2 распоряжения губернатора Краснодарского края от 09 июня 2012 года N489-р "О некоторых мерах по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае" в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и в целях создания условий по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками в Краснодарском крае рекомендовано главам городских округов и муниципальных районов Краснодарского края: вести учет граждан, имеющих трех более детей и имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить территории, максимально приближенные к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и предназначенные для предполагаемого предоставления гражданам, имеющим трех и более детей и имеющим право на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; определить потребность в обеспечении инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.
По смыслу п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ (действовавшей, на момент предоставления земельного участка) предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта.
Пунктом 4 ст. 30 ЗК РФ (ранее действовавший) порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, формирование земельного участка, а также определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из приведенных положений следует, что под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
В силу ч. 8 ст. 48 ГрК РФ организация осуществляющая эксплуатацию сетей: инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
По правилам ч. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с п.п. 5-12 настоящих Правил. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями ст. 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа отнесена организация в границах муниципального образования город-курорт Анапа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Суд первой инстанции с учетом приведенных положений действующего законодательства, пришел к выводу, что определение и получение технических условий подключения земельного участка, предоставленного Петрушной Т.Н., позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации муниципального образования город-курорт Анапа, которая не исполнена органом местного самоуправления, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика. В результате бездействия администрации МО г-к. Анапа нарушены права Петрушиной Т.Н., относящейся к льготной категории граждан и созданы препятствия к осуществлению прав по использованию земельного участка в соответствии с его назначением.
Разрешая требования по существу, суд руководствовался нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковое заявление прокурора, исходил из того, что по смыслу приведенных положений закона у ответчика возникла обязанность по созданию необходимых условий и выполнению соответствующей обязанности в целях обеспечения технической возможности для подключения объекта недвижимости к инженерно-техническим сетям.
В связи с чем принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям в их системной взаимосвязи, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.
С выводами районного суда согласилась судебная коллегия.
Указанные выводы судебных инстанций достаточно мотивированы и согласуются с примененными нормами материального права, основаны на верно установленных обстоятельствах дела и доказательствах, оценка которых в совокупности произведена по правилам ст.84 КАС РФ.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлиять на законность судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст.328 КАС РФ, на основании которых судебные постановления могут быть отменены или изменены.
Руководствуясь ст. 324 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа, на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 июня 2016 года по делу по административному иску Анапского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенное нарушение для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья краевого суда И.Г. Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.