Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 25 ноября 2016 г. по делу N 33а-459/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В.,
судей Иванова В.В. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Смельчаковой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 22 марта 2016 года и дополнительное решение того же суда от 26 августа 2016 года по административному иску майора Логвинца А.В. об оспаривании бездействия начальника отделения (территориального, город К ... ) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - начальник территориального отделения) в связи с поданным им заявлением о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - субсидия).
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы жалоб и поданных относительно них возражений, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Логвинец проходит военную службу по контракту в распоряжении военного комиссара К ... края и подлежит увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями ).
С 21 июня 2010 года Логвинец с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) состоит на учёте нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания в городе К ... и претендует на получение субсидии ).
Письменным уведомлением от 30 июля 2015 года начальник территориального отделения проинформировал Логвинца о готовности выдать субсидию и потребовал от него предоставить договор об открытии банковского счёта, а также подписанное всеми членами семьи заявление о её перечислении с указанием реквизитов этого счёта ).
Данную просьбу Логвинец исполнил 27 января 2016 года ).
Письмом за подписью начальника территориального отделения от 17 февраля того же года Логвинцу предложили переоформить заявление и представить ряд документов, в том числе подтверждающих наличие (отсутствие) у него и членов семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ).
Такое поведение начальника территориального отделения Логвинец счёл проявлением бездействия, связанного с неподготовкой и ненаправлением в адрес упомянутого учреждения уведомления о его и членов семьи праве на получение субсидии, которое оспорил в гарнизонном военном суде ).
Обжалованными судебными актами Логвинцу отказано в удовлетворении административного иска ).
В жалобах их автор, выражая несогласие с принятыми по делу решениями, просит последние отменить по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование, ссылаясь на обстоятельства спора, исследованные по делу доказательства и отдельные правовые нормы, Логвинец приводит доводы, сводящиеся к следующим утверждениям:
- во вводной и резолютивной частях судебного акта от 22 марта 2016 года неверно изложен предмет изменённого им административного иска;
- вывод суда о неподтверждении по делу указанного бездействия со стороны административного ответчика противоречит представленным материалам, а также Порядку проверки в территориальных отделах (отделениях) учётных дел военнослужащих, избравших форму обеспечения - жилищная субсидия, утверждённому приказом начальника федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - региональное управление) от 22 августа 2014 года N *;
- вопреки решению суда от 22 марта 2016 года к спорным правоотношениям не подлежит применению приказ Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" ).
В возражениях относительно апелляционных обращений, принесённых административным ответчиком - руководителем федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" (далее по тексту - территориальное управление финансового обеспечения) Колесниковой Е.В., а также представителями административного ответчика - начальника территориального отделения Барагой В.И. и Гордеевым А.А., обосновывается законность обжалованных судебных актов ).
По результатам рассмотрения дела окружной военный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционных обращений.
Как видно из дела, 01 марта 2016 года Логвинец подал в суд административное исковое заявление, в соответствии с которым просил признать неправомерным бездействие начальника территориального отделения, сопряжённое с непринятием решения о предоставлении ему субсидии, обязать это должностное лицо вынести такое решение и обеспечить его копией последнего ).
В дальнейшем (10 марта того же года) Логвинец изменил предмет административного иска. Согласно соответствующему обращению он стал настаивать на признании незаконным бездействия начальника территориального отделения, обусловленного неподготовкой и ненаправлением уведомления в региональное управление о его и членов семьи праве на получение субсидии. В связи с этим он просил обязать административного ответчика подготовить и направить в региональное управление указанное уведомление, а ему предоставить копию данного документа ).
Вопреки жалобе разрешение всех изменённых требований Логвинца нашло отражение в резолютивной части дополнительного решения суда, принятого в соответствии со статьёй 183 КАС РФ ).
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для однократной реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его реализации на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.).
Субсидия, о которой упоминается в пункте 16 статьи 15 Закона, является одной из разновидностей такой формы реализации военнослужащими права на жилище как предоставление денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений. Следовательно, приведённые выше положения в равной степени распространяются на обозначенную выплату, поскольку иное не вытекает из Закона.
Правила расчёта субсидии утверждены постановлением Правительство Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76.
Согласно им расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, исходя из норматива общей площади жилого помещения, определяемого в установленном порядке. Так, на семью из трёх и более человек указанный норматив составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. При этом он подлежит уменьшению на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении данной площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, её освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения (пункты 2 - 4).
Руководствуясь Законом, 21 июля 2014 года Министр обороны Российской Федерации издал приказ N 510, которым утвердил Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее по тексту - Порядок).
Согласно пунктам 5, 7, 8 Порядка основанием для предоставления субсидии военнослужащим и членам их семей является соответствующее решение, принятие которого возложено на уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).
В Минобороны России в качестве такого органа выступает Департамент жилищного обеспечения, осуществляющий свои функции через специализированные организации. К числу последних относится региональное управление, реализующее свои задачи и функции через структурные подразделения в лице территориальных отделений (см. приказ Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455, Положение N 2 о территориальных отделениях федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, утверждённое приказом начальника регионального управления от 26 января 2015 года N 5).
Во исполнение Порядка начальник регионального управления приказом от 22 августа 2014 года N * возложил на начальника территориального отделения обязанности по проверке учётных дел военнослужащих на предмет возможности обеспечения их субсидией. Данную работу предписывается организовать в строгом соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее по тексту - Инструкция). Согласно приложению N 3 к упомянутому приказу от 22 августа 2014 года N * результаты проверки находят отражение в соответствующем уведомлении, которое наряду с другими документами направляется в региональное управление для принятия решения о предоставлении обозначенной выплаты. Одновременно с уведомлением в тот же адрес шлётся телеграмма, подтверждающая право военнослужащего на субсидию. Начальник территориального отделения несёт ответственность за законность и обоснованность принятого решения о выплате субсидии ).
В силу пункта 1 Инструкции и Приложения N 2 к ней реализация военнослужащими права на жилище сопряжена с необходимостью представления ими в структурное подразделение специализированной организации определённых документов, в том числе, выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет, сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащим и членам их семей.
Согласно пункту 5 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения указанных сведений при отсутствии оснований для снятия их с учёта признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из Порядка проверки в территориальных отделах (отделениях) учётных дел военнослужащих, избравших форму обеспечения - жилищная субсидия, введённого в действие приказом начальника регионального управления от 22 августа 2014 года N *, следует, что начальник территориального отделения обязан организовать и в течение трёх рабочих дней после поступления списков военнослужащих, изъявивших желание получить субсидию, провести проверку учётного дела военнослужащего на предмет правомерности его нахождения в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. С этой целью названное должностное лицо направляет запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - Росреестр). После поступления ответа из Россреестра начальник территориального отделения не позднее следующего дня должен запросить кадровые органы о предоставлении справки о календарной выслуге лет в Вооружённых Силах Российской Федерации на текущую дату, составе семьи, прохождении военной службы и воинском предназначении лица, претендующего на субсидию. Только при заключении вывода о правомерности выделения субсидии на пятый рабочий день после поступления ответа из Росреестра и справки из кадровых органов начальником отделения готовится обозначенное выше уведомление о праве военнослужащего и членов его семьи на получение субсидии.
Таким образом, в силу действующего законодательства принятию решения о выделении военнослужащему субсидии предшествует осуществление комплекса мероприятий, имеющих целью исключить необоснованное расходование средств федерального бюджета.
В соответствии с материалами дела после поступления 05 февраля 2016 года из территориального управления финансового обеспечения сведений о доведении лимитов бюджетных обязательств для выплаты субсидии региональное управление спустя пять дней направило в адрес территориального отделения списки военнослужащих, заинтересованных в её получении, в числе которых значился Логвинец. 11 февраля 2016 года территориальное отделение передало в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии запрос о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на территории Российской Федерации у административного истца и членов его семьи, а 17 февраля того же года направило Логвинцу письмо. В нём административному истцу предлагалось привести поданное им заявление о выплате субсидии в соответствие с требованиями приказа начальника регионального управления от 22 августа 2014 года N *, а также представить установленные пунктом 1 Инструкции сведения в подтверждение наличия (отсутствия) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и близким родственникам, которыми территориальное отделение не располагало. Информация о наличии у Логвинца и членов его семьи ранее долей в праве собственности в двух жилых помещениях общей площадью 45,1 и 30,6 квадратных метров, находящихся в городе К ... , поступила из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в территориальное отделение 01 марта 2016 года. Сведения, истребуемые административным ответчиком от Логвинца, последний к обозначенному сроку в территориальное отделение не передал ).
Анализ содержания приведённых положений законодательства и установленных по делу обстоятельств указывает на несостоятельность доводов жалобы по существу постановленного судом решения. Предпринятые территориальным отделением действия по проверке жилищных условий Логвинца и сроки их проведения на день его обращения за судебной защитой согласуются с правовыми нормами, о нарушении которых утверждает административный истец. Обоснование должностным лицом оспоренного поведения требованиями Инструкции правомерно сочтено судом не вызывающим нареканий.
С учётом этого отказ в удовлетворении заявленных требований ввиду недоказанности упомянутого Логвинцом бездействия со стороны административного ответчика является обоснованным.
Таким образом, вопреки апелляционному обращению обжалованное решение, как соответствующее значимым для дела обстоятельствам и базирующееся на верном применении материального закона, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение от 22 марта 2016 года и дополнительное решение от 26 августа того же года, принятые Красноярским гарнизонным военным судом по административному иску Логвинца А.В., оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.