Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 8 декабря 2016 г. жалобу товарищества собственников жилья N 3 "Русич" на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. от 17 февраля 2016 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 ноября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. от 17 февраля 2016 г. юридическое лицо товарищество собственников жилья N 3 "Русич" (далее - ТСЖ N 3 "Русич", ТСЖ) привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... "
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 ноября 2016 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд председатель ТСЖ N 3 "Русич" просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, как незаконные.
В обоснование жалобы указывает, что поставку горячей воды по договору осуществляет ОАО "Курганская генерирующая компания". Полагает акт осмотра несостоятельным, поскольку он подготовлен не специалистами без осмотра и привлечения экспертных организаций. Считает, что ТСЖ N 3 "Русич" не является субъектом правонарушения, поскольку все наружные (уличные) проводящие сети принадлежат ОАО "Курганская генерирующая компания", которое подает горячую воду в дом, менее нормативной температуры. Обращает внимание, что ТСЖ N 3 "Русич" неоднократно обращалось в ОАО "Курганская генерирующая компания" с жалобами на несоответствие температурного режима горячего водоснабжения санитарным нормам. Полагает, что оспариваемым постановлением должностного лица нарушены права и законные интересы юридического лица, поскольку ТСЖ не является исполнителем услуги по водоснабжению и не может контролировать качество воды. Также полагает несостоятельными результаты экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" и настаивает на проведении повторной экспертизы.
При рассмотрении дела председатель ТСЖ N 3 "Русич" Н.В.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области П.А.С. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Юридические лица в силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
На основании подпунктов "а" и "в" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требованием к качеству предоставляемых коммунальных услуг является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
На основании пункта 3.1.10 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 г. N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" при эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60°С и не выше +75°С.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающим гигиенические требования к качеству воды и организации системы централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Как установлено материалами дела, что ТСЖ N 3 "Русич" осуществляет обслуживание многоквартирного жилого "адрес". Между ОАО "Курганская генерирующая компания" и ТСЖ N 3 "Русич" заключен договор энергоснабжения N от " ... ", согласно которому жилой "адрес", подключен к системе централизованного горячего водоснабжения. В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между ОАО "Курганская генерирующая компания" и ТСЖ является граница, установленная по наружной стене здания.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Курганской области поступили обращения граждан (от " ... " и от " ... ") на низкую температуру горячей воды в указанном доме.
Проведенными на основании обращений гражданин исследованиями установлено, что температура горячего водоснабжения в "адрес" в "адрес" +41°С при норме +60-75°С. В теплопункте N измеренная температура горячей воды на выходе составила +61°С.
Согласно акту обследования от " ... " произвести замеры температуры горячего водоснабжения на вводе в дом не представляется возможным, так как трубопровод не оборудован термометром в соответствии с требованием правил по эксплуатации жилого фонда, а также краном для обеспечения постоянного тока воды до установления ее постоянной температуры в соответствии с методологическими указаниями.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья пришли к выводу о наличии в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Однако, с указанными выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п. 12 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Установлено, что управление многоквартирным жилым домом N по "адрес" осуществляет ТСЖ N 3 "Русич", оплата за предоставляемые коммунальные услуги вносится жильцами указанного дома также в ТСЖ N 3 "Русич".
Таким образом, именно ТСЖ, как управляющая организация, используя внутридомовые инженерные системы, оказывает владельцам помещений в доме по вышеуказанному адресу коммунальную услугу по обеспечению горячим водоснабжением.
Согласно схеме разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям горячего водоснабжения между ОАО "Курганская генерирующая компания" и ТСЖ N 3 "Русич" (л.д.90) граница ответственности ТСЖ установлена по наружной стене здания.
В ходе проведения административного расследования Управлением Роспотребнадзора по Курганской области замер температуры поставляемого на вводе в жилой дом ресурса - горячей воды произведен не был.
Таким образом, административным органом не установлена температура горячей воды на границе балансовой принадлежности ОАО "Курганская генерирующая компания" и ТСЖ N 3 "Русич", следовательно, вывод о виновности ТСЖ в совершении вменяемого правонарушения носит предположительный характер.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие вину ТСЖ в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в "адрес".
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать вину лица, совершившего правонарушение, возложена на должностных лиц административных органов.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, считаю, что вывод о совершении юридическим лицом ТСЖ N 3 "Русич" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, нельзя считать доказанным, как не основанный на обстоятельствах дела.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курганской области А.Л.В. от 17 февраля 2016 г. о привлечении юридического лица ТСЖ N "Русич" к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 2 ноября 2016 г. отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью вины юридического лица ТСЖ N 3 "Русич" в совершении данного административного правонарушения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Курганского
областного суда С.Н. Клепча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.