Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.,
при секретаре судебного заседания П.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 ноября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Т.А.В. к Администрации Белозерского района Курганской области о возложении обязанностей включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Т.А.В. на решение Белозерского районного суда Курганской области от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Т.А.В. к администрации Белозерского района Курганской области о возложении обязанностей включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением и предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения истца Т.А.В. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.А.В. обратилась в суд с иском к Администрации Белозерского района Курганской области о возложении обязанности включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения; о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец в силу ст. 1 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истца лишены родительских прав, после чего она направлена в детский дом и находилась в нем до " ... ".
На основании постановления Главы Администрации Камаганского сельсовета от " ... " N "О закреплении жилья за несовершеннолетними Я.А.В. и Я.В.М." было закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес". Жилое помещение стало непригодным для проживания по причине пожара, произошедшего во время проживания по данному адресу старшей сестры истца Я.О.В.
" ... " решением Белозерского районного суда Курганской области удовлетворены требования прокурора Белозерского района в интересах Я.А.В. к Администрации сельсовета о постановке на очередь на внеочередное получение жилья. Жилое помещение истцу по договору специализированного найма не предоставлено.
В судебном заседании истец Т.А.В. настаивала на исковых требованиях.
Представитель ответчика Администрации Белозерского района Курганской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Администрации Камаганского сельсовета Белозерского района Курганской области глава Б.Н.Е. с иском согласилась, указывая, что истца должны поставить на учет по месту жительства в Далматовском районе Курганской области.
Белозерским районным судом Курганской области постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Т.А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении, полагая, что ее право на обеспечение жилым помещением не было реализовано.
Со ссылкой на Федеральный закон " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от " ... " полагает, что судом не выяснены причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Т.А.В. является собственником 1/10 доли в праве собственности на жилой дом, приобретенный на средства материнского капитала, площадью 63,3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес". Однако, судом не учтено, что на одного человека приходится 6,33 кв.м общей площади, что менее учетной нормы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Т.А.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала, пояснив, что в период с " ... " г. по " ... " г. она проживала в г. Катайске Курганской области, откуда переехала и проживает в Далматовском районе курганской области.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения истца, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, учитывая заключение прокурора, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).
Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до " ... ") предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение установлены также в ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от " ... " N 15-ФЗ - " ... "), в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до " ... " являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Федеральным законом от " ... " N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названная норма закона в новой редакции, вступившая в действие с " ... ", предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения также при условии принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено, что решением Белозерского районного суда Курганской области от " ... " Я.В.М. и Я.З.Ю. лишены родительских прав в отношении троих детей: дочери Оксаны " ... " года рождения, дочери А., " ... " года рождения, сына В., " ... " года рождения.
Постановлением Главы администрации Камаганского сельсовета N от " ... " "О закреплении жилья за несовершеннолетними Якименко А. и Якименко Виктором" за истцом закреплено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес".
По информации сектора по опеке и попечительству Отдела образования Администрации Белозерского района от " ... " N закрепленное за истцом жилое помещение не пригодно для проживания по причине пожара, произошедшего во время проживания по данному адресу старшей сестры истца Я.О.В., 1984 года рождения.
Решением Белозерского районного суда Курганской области от " ... ", удовлетворены требования прокурора Белозерского района Курганской области в интересах Я.А.В. к администрации Камаганского сельсовета о постановке на очередь на внеочередное получение жилья. В судебном заседании представитель ответчика иск признавал, указывая о согласии поставить Я.А.В. на очередь на внеочередное получение жилья при условии ее обращения.
" ... " между М.Д.Е. и Я.А.В. заключен брак, супругам присвоена фамилия Медведевских. " ... " Т.С.А. и М.А.В. заключили брак, супругам присвоена фамилия Т. (представлены свидетельства о заключении брака).
Судом первой инстанции установлено, что в собственности Т.А.В. находится 1/10 доли в праве собственности на жилой дом, площадью 63,3 кв.м, по адресу: "адрес".
В Администрацию Белозерского района Курганской области, в администрацию Камаганского сельсовета Белозерского района Курганской области Т.А.В. с заявлением о постановке ее на очередь не обращалась, длительное время проживает в иных районах Курганской области, о чем дала пояснения в суде первой и апелляционной инстанций.
По пояснениям Главы администрации Камаганского сельсовета Б.Н.Е. в суде первой инстанции, по вопросу исполнения судебного решения 2003 года истец обратилась недавно, ей даны разъяснения, какие документы необходимо собрать для постановки на очередь, после чего обращений не последовало.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Т.А.В., поскольку на момент обращения в суд истец достиглавозраста32 лет, при этом доказательств подтверждающих, что в период с 18 до 23лет она обращалась в Администрацию Белозерского района или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ей в этом было отказано; а также доказательств, которые могли препятствовать ей обратиться с соответствующим заявлением, истцом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не может быть лишена гарантированного права на внеочередное предоставление жилого помещения по той причине того, что данное право не было ей реализовано до 23 лет, а также о том, что достижение 23-летнего возраста не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Указанной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23лет.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ (в редакции, действующей с " ... "), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигливозраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с " ... ", жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося жилищного законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до " ... "), была возможна при условии принятия их до достижения возраста23летуполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора.
С " ... ", то есть после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23лет, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (ныне из специализированного жилищного фонда).
Судом первой инстанции было установлено, что Т.А.В. имела возможность в совершеннолетнем возрастедо 23лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста23лет, то есть в тот период, когда истец в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, она не реализовала, данное право после достижения им 23лет сохранено быть не может.
Объективных причин, которые бы препятствовали истцу обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, последним не представлено.
Судебная коллегия также полагает необоснованной ссылку истца в апелляционной жалобе на решение Белозерского районного суда Курганской области от " ... " о том, что ее обязаны были поставить на очередь на основании данного решения, поскольку судебным актом не исключена необходимость истца обратиться с заявлением в администрацию Камаганского сельсовета, чего сделано не было.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, основаны на неверном понимании и толковании норм материального права, по своей сути сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белозерского районного суда Курганской области от 14 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.А.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Шарыпова
Судьи Ж.А. Фролова
В.Е. Коурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.