Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Фроловой Ж.А., Коуровой В.Е.
при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 01 декабря 2016 года гражданское дело по иску Д.И.В. к Администрации Куртамышского района Курганской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Куртамыша, возложении обязанности включить в указанный список и предоставить жилое помещение
по апелляционной жалобе Д.И.В. на решение Куртамышского районного суда Курганской области от 22 сентября 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Д.И.В. к Администрации Куртамышского района Курганской области о признании отказа Администрации Куртамышского района Курганской области во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, на территории г. Куртамыша Курганской области, возложении обязанности на Администрацию Куртамышского района Курганской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г.Куртамыша Курганской области, возложении обязанности на Администрацию Куртамышского района Курганской области предоставить ему жилое помещение в г. Куртамыше Курганской области, соответствующее санитарно-техническим нормам, отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., пояснения истца Д.И.В. , третьего лица Ф.О.А. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.И.В. обратился в суд с иском к Администрации Куртамышского района Курганской области (далее - Администрация Куртамышского района) о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, возложении обязанности включить в указанный список и предоставить жилое помещение.
В обоснование исковых требований указывал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Д.О.В. решением Куртамышского районного суда Курганской области от " ... " лишена родительских прав в отношении него, отец Д.В.А. участия в воспитании не принимал, отбывал наказание в местах лишения свободы. На основании постановления Песьянского сельсовета народных депутатов Куртамышского района Курганской области от " ... " N находился под опекой. В мае 2016 года обратился в Администрацию Куртамышского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Распоряжением Администрации Куртамышского района от 16.06.2016 N 688-р в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском срока для обращения. Полагал, что достижение им 31 года не является основанием для отказа в реализации его права на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Просил суд признать отказ во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Куртамыша Курганской области, незаконным, обязать Администрацию Куртамышского района включить его в указанный список и предоставить жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам.
Истец Д.И.В. участия в рассмотрении дела не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика Администрации Куртамышского района - К.С.В. , действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал. Пояснял, что право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет. Истец обратился с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, в возрасте 31 год. Сведений о том, что Д.И.В. обращался с подобным заявлением ранее не имеется. Кроме того, истец является собственником 1/6 доли квартиры по адресу: "адрес".
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства МОУО "Отдел образования Администрации Куртамышского района" - Д.Т.Н. , действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не соглашалась, поддерживала доводы представителя ответчика.
Третье лицо Ф.О.А. исковые требования поддерживала, дополнительно поясняла, что являлась опекуном племянника Д.И.В. , который фактически всегда проживал у своей бабушки в "адрес". В приватизации предоставленной ее семье квартиры Д.И.В. участвовал формально, поскольку она являлась его опекуном. Ни истец, ни она, ни фактический опекун о наличии права на обеспечение жилым помещением как лица, из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не знали.
Представители третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Финансового управления Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, третьи лица Ф.Л.А. Ф.А.А., Ф.Е.А. о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.И.В. выражает несогласие с решением суда, просит об его отмене и принятии нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований. Вновь указывает на наличие у него особого статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, считает, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен жилым помещением менее учетной нормы. Вместе с тем приводит пример включения в список нуждающихся и предоставления жилого помещения по достижению 25 лет его брату Д.Т.В.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношения Курганской области рассмотрение дела оставляет на усмотрение суда.
Возражений на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступило.
В суде апелляционной инстанции истец Д.И.В. на доводах апелляционной жалобы настаивал, третье лицо Ф.О.А. апелляционную жалобу поддерживала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации), судебная коллегия постановиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Д.И.В. родился " ... " в "адрес". Его родителями являются Д.В.А. и Д.О.В. (копии свидетельства о рождении N от " ... ", паспорта - л.д. 15, 8).
Решением Куртамышского районного суда Курганской области от " ... " мать истца Д.О.В. лишена родительских прав в отношении сына Д.И.В. (л.д. 18). Отец - Д.В.А. приговором Советского районного народного суда г. Кургана от " ... " признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 108 УК РСФСР и ему назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колони строго режима (л.д. 60-62).
В связи с отсутствием попечения родителей решением Исполнительного комитета Песьянского сельского Совета народных депутатов Куртамышского района Курганской области от " ... " N в отношении Д.И.В. установлена опека, опекуном назначена Ф.О.А. , при этом жилое помещение за опекаемым закреплено не было (л.д. 23, 33).
С " ... " Д.И.В. состоит на регистрационном учете по адресу: "адрес", до этого с " ... " был зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 8).
Жилое помещение по договору социального найма на территории Куртамышского района Курганской области Д.И.В. не предоставлялось (л.д. 16).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества за Д.И.В. отсутствуют (л.д. 17). Вместе с тем, согласно справке Куртамышского отдела ГУП "Кургантехинвентаризация" от 19.05.2016 N 49 на основании договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от " ... " N Д.И.В. , Ф.А.В. , Ф.О.А. , Ф.Л.А. , Ф.А.А., Ф.Е.А. принадлежит на праве совместной собственности квартира по адресу: "адрес" (л.д. 10, 107).
В мае 2016 года истец обратился в Администрацию Куртамышского района о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Куртамышского района Курганской области.
Распоряжением Администрации Куртамышского района Курганской области от 15.06.2016 N Д.И.В. отказано в удовлетворении заявления (л.д. 13-14).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении истцом, как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норм действующего законодательства в части установленных временных ограничений, дающих право на обеспечение жилым помещением. Уважительных причин несвоевременного обращения с заявлением о включении в соответствующий список суд не установил.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с 01.01.2013, жилые помещения по договору социального найма предоставлялись гражданам данной категории, только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С 01.01.2013 органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении и признании данного факта органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилья. То есть жилищное законодательство базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета (включения в список) означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до 01.01.2013), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С 01.01.2013 факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (в настоящее время из специализированного жилищного фонда).
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Д.И.В. проживает на территории Куртамышского района Курганской области, зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 8, 9). С заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, истец впервые обратился в Администрацию Куртамышского района в мае 2016 года в возрасте 31 года.
При этом сведений о том, что истцом предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту проживания до достижения возраста 23 лет, материалы дела не содержат.
Объективных причин, которые бы препятствовали истцу своевременно обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих о таком обращении и об отказе в постановке на учет, Д.И.В. не представлено.
То есть, право на получение соответствующих мер государственной поддержки Д.И.В. до достижения возраста 23 лет не реализовал, с достижением указанного возраста он утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на льготное обеспечение жилым помещением.
Учитывая доводы истца и представленные доказательства, а также то, что обращение с заявлением о включении его в список имело место по прошествии длительного времени после достижения 23 лет, на момент обращения в суд истцу исполнился 31 год, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Д.И.В.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 22 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.И.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.