Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.,
судей Лукиных Л.П., Пшеничникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 ноября 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Сабуровой Г.Ф. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о признании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома незаконным,
по апелляционной жалобе Сабуровой Г.Ф. на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 июля 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Сабуровой Г.Ф. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома отказать".
Заслушав доклад судьи Лукиных Л.П. об обстоятельствах дела, пояснения представителя административного истца Сабуровой Г.Ф. - Окулова Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана - Васильевой Е.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сабурова Г.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о признании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома незаконным. В обоснование указала, что ей на основании договора купли-продажи принадлежит на праве аренды земельный участок, площадью 600 кв.м с кадастровым N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации жилого дома, расположенного по "адрес", а также индивидуальный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке. Указала, что с целью получения разрешения на реконструкцию жилого дома она обратилась в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана. Постановлением Администрации г. Кургана N от " ... " был утвержден градостроительный план земельного участка для реконструкции индивидуального жилого дома по "адрес". В феврале 2016 г. административный истец обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на занимаемом земельном участке. Указала, что 10 марта 2016 г. на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации ей было отказано в выдаче указанного разрешения. Полагала, что отказ в выдаче разрешения на строительство возможен исключительно при наличии оснований, предусмотренных ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отсутствии необходимых документов. Указала, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство ею были предоставлены все предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации документы. Вместе с тем основанием для отказа в выдаче ей разрешения на строительство послужило несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. С учетом изложенного просила признать отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым N по "адрес", незаконным; обязать ответчика выдать ей указанное разрешение.
В судебное заседание административный истец Сабурова Г.Ф. не явилась.
Представитель административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана - Ярушина Н.С. с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сабурова Г.Ф. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы выражает несогласие со ссылкой суда на разд. 25 ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы N от " ... " Обращает внимание, что ранее жилой дом и земельный участок, расположенные по "адрес", принадлежали на праве долевой собственности М.Т.И. в размере 1/2 доли и П.Г.И. в размере 1/2 доли. При таких обстоятельствах полагает, что принадлежащий ей земельный участок до принятия решения Курганской городской Думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Кургана" N от " ... " всегда находился в зоне жилой застройки, что подтверждается, в том числе, градостроительным планом земельного участка, согласно которому в разд. 2.1 указано, что основным видом разрешенного использования земельного участка является его использование для эксплуатации и обслуживания долей жилого дома. Считает вывод суда о том, что административным истцом не представлено доказательств, позволяющих установить нарушение ее прав и законных интересов обжалуемым решением, незаконным и необоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - Окулов Д.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал. Указал, что Сабурова Г.Ф., являясь собственником жилого дома и земельного участка, не может в полной мере воспользоваться своими правами, которые принадлежат ей как собственнику, не может произвести реконструкцию жилого дома. Вновь сослался на то, что Правила землепользования и застройки г. Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы N от " ... " были приняты после возникновения права собственности на указанное имущество. Отказ административного ответчика в реконструкции принадлежащего Сабуровой Г.Ф. объекта недвижимости нарушает права и интересы собственника.
Представитель административного истца Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана - Васильева Е.А. полагала решение суда законным и обоснованным. Указала, что реконструкция существующих объектов недвижимости, как и строительство новых, могут осуществляться в соответствии с установленным градостроительным регламентом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что за Сабуровой Г.Ф. 5 марта 2012 г. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 600 кв.м, с кадастровым N, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по "адрес". С 19 февраля 2016 г. за ней также зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке.
2 марта 2016 г. Сабурова Г.Ф. обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию указанного индивидуального жилого дома. К данному заявлению ею бы приложен градостроительный план земельного участка, утврежденный постановлением Администрации г. Кургана N от " ... "., схема планировочной организации, свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом.
10 марта 2016 г. административным ответчиком было принято оспариваемое административным истцом решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Сабурова Г.Ф. считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права как собственника.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иным территориальным зонам.
Из представленного в материалы дела градостроительного плана усматривается, что принадлежащий Сабуровой Г.Ф. земельный участок по "адрес", находится в рекреационной зоне (РЗ 1), разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации и обслуживания долей жилого дома (вид разрешенного использования земельного участка не установлен градостроительными регламентами территориальной зоны РЗ 1).
При этом ч.ч. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с разд. 25 ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы N 318 от 19 декабря 2007 г., основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования зоны мест общего пользования (РЗ 1) не предусматривают строительство, реконструкцию жилого дома.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Проанализировав материалы дела, учитывая вышеприведенные нормы земельного и градостроительного законодательства, а также установленные фактические обстоятельства дела, а именно, что принадлежащий Сабуровой Г.Ф. земельный участок находится в рекреационной зоне, в которой градостроительным регламентом не предусмотрено в качестве разрешенного вида использования строительство либо реконструкция, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности отказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана в выдаче разрешения Сабуровой Г.Ф. на реконструкцию индивидуального жилого дома.
Ссылку представителя административного истца на то, что необходимо учесть, что ранее указанный жилой дом и земельный участок принадлежали на праве долевой собственности иным лицам, и до принятия Правил землепользования и застройки г. Кургана земельный участок находился в зоне жилой застройки с основным видом использования - для эксплуатации и обслуживания долей жилого дома, судебная коллегия находит ошибочным, связанным с неверным толкованием норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, не опровергают правовые суждения суда, в связи с чем они не могут рассматриваться как состоятельные.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 июля 2016 г. по административному исковому заявлению Сабуровой Г.Ф. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о признании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу Сабуровой Г.Ф. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.