Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Арзина И.В.,
судей Лукиных Л.П., Клепчи С.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 23 ноября 2016 г. административное дело по административному иску Шумковой Е.В., Юношевой Т.Е. к Администрации г. Шадринска Курганской области о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
по апелляционной жалобе Администрации г. Шадринска на решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 августа 2016 г., которым постановлено:
"Административный исковые требования Шумковой Е.В. и Юношевой Т.Е. к администрации города Шадринска Курганской области о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать действия (бездействия) администрации города Шадринска Курганской области выражающиеся в отказе в назначении комиссии и проведении обследования жилого помещения на предмет его аварийности и не пригодности для проживания - незаконными.
Возложить на Администрацию города Шадринска Курганской области обязанность по созыву соответствующей комиссии и проведению обследования жилого помещения - дома "адрес" на предмет его не пригодности для проживания и аварийности".
Заслушав доклад судьи Лукиных Л.П. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Шумкова Е.В., Юношева Т.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Шадринска Курганской области о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений. В обоснование указано, что Шумкова Е.В., являющаяся инвалидом " ... ", и состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в списке очередности "общая" и в списке очередности "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов", зарегистрирована по "адрес", в помещении, в котором 1/4 доли на праве собственности принадлежит ее матери Юношевой Т.Е. Указанное жилое помещение является для нее единственным жилым помещением. В настоящее время указанное жилое помещение является непригодным для проживания и не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и фактически создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц. Указали, что в связи с непригодностью для проживания данного жилого помещения Шумкова Е.В. фактически вынуждена проживать в жилом доме "адрес" на основании договора безвозмездного пользования. Также указали, что в апреле 2016 г. они обратились в Администрацию г. Шадринска с требованиями о проведении оценки соответствия указанного жилого помещения требованиям, предусмотренным разделом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" N 47 от 28 января 2006 г. и признании жилого помещения непригодным для проживания, возможности предоставления Шумковой Е.В. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилого помещения по норме площади, установленной на территории г. Шадринска и в пределах данного муниципального образования, предоставлении ей информации относительно периодов постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе нуждающейся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, восстановлении ее в списках очередности на получение жилого помещения, как на общих основаниях, так и в списках очередности на получение жилого помещения как инвалида " ... ", осуществлении необходимых действий вследствие признания жилого помещения непригодным для проживания. Письмом от 12 мая 2016 г. ответчик отказал в удовлетворении заявленных требований. Полагали данные действия ответчика незаконными. Обращали внимание, что Шумкова Е.В. не имеет никакого отношения к жилым помещениям ее матери Юношевой Т.Е., поскольку совместного хозяйства с ней не ведет, следовательно, пользоваться данными жилыми помещениями не имеет правовых оснований. Указали, что в мае 2011 г. межведомственной комиссией был составлен акт обследования помещения, в котором зарегистрирована Шумкова Е.В., согласно которому общий износ конструкций дома составляет 90%, и указано, что жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и не пригодно для проживания. Впоследствии Администрацией г. Шадринска было заявлено о незаконности указанного акта, поскольку соответствующие полномочия не были делегированы межведомственной комиссии, а также по причине признания аварийной только 1/4 доли в указанном жилом доме, а также в связи с тем, что заявитель не обладала полномочиями для подачи заявления о проведении обследования жилого дома на предмет его пригодности для проживания. Обращали внимание, что нормативными актами не определено то, что обязательным условием внеочередного предоставления жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение граждан на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Считали, что ответчик обязан был совершить все необходимые действия, направленные на установление факта аварийности жилого дома по указанному адресу, однако ответчик от данной обязанности уклонился, чем нарушил жилищные права истцов. Полагали, что, поскольку фактически Администрация г. Шадринска признала дом аварийным и непригодным для проживания, заключение межведомственной комиссии является достаточным основанием для признания его таковым. Считали, что имеются основания для предоставления Шумковой Е.В. жилого помещения во внеочередном порядке. Просили признать действия (бездействие) ответчика, выражающиеся в отказе в назначении комиссии и проведении обследования жилого помещения на предмет его аварийности и непригодности для проживания незаконными, в снятии истца Шумковой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, незаконными и восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложить на ответчика обязанность по устранению нарушения законных прав и интересов истцов посредством возложения обязанности по созданию соответствующей комиссии и проведению обследования жилого помещения на предмет его не пригодности для проживания и аварийности.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 10 августа 2016 г. производство по делу в части требований о признании действий (бездействия) ответчика, выражающихся в снятии Шумковой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, незаконными и восстановлении ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений жилищных прав, прекращено.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 19 августа 2016 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании административный истец Шумкова Е.В. не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административный истец Юношева Т.Е. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации г. Шадринска Ананьина Т.А. исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Межведомственной комиссии Слепцова Т.В. с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Шадринска просит решение суда отменить и производство по делу прекратить. Указывает, что принятие решения о проведении обследования жилого помещения на предмет его пригодности (непригодности) осуществляется на основании заявления собственника помещения, носит заявительный характер и не может зависеть от волеизъявления иных лиц, кроме заявителя. К заявлению должен быть приложен необходимый для рассмотрения пакет документов. Полагает, что созыв комиссии не предусмотрен законодательством, и Администрация г. Шадринска не обладает правом ее созыва. Полномочия Администрации г. Шадринска относительно деятельности комиссии ограничиваются только утверждением постановления Администрации г. Шадринска о ее составе. Остальные же вопросы комиссия решает самостоятельно. Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о том, что истцы и ранее обращались с подобным заявлением именно в Администрацию г. Шадринска, а не напрямую в межведомственную комиссию, и их заявление было рассмотрено. Указывает, что 13 мая 2011 г. Шумкова Е.В. обращалась с заявлением о проведении обследования жилого помещения "адрес", однако обращение носило индивидуальный характер, поскольку указанным заявлением она просила комиссию провести обследование данного жилого помещения, принадлежащего ее матери на праве общей долевой собственности с целью постановки ее как инвалида " ... " на учет нуждающихся в предоставлении жилья по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов". Полагает, что указанными действиями Шумкова Е.В. хотела реализовать свое право на обеспечение ее как инвалида жилым помещением. Заявление было подано истцом в надлежащий орган - заместителю главы Администрации г. Шадринска, руководителю Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска (председателю межведомственной комиссии). Комиссия заключением от 26 мая 2011 г. N признала данное жилое помещение несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Впоследствии заключением комиссии от 25 декабря 2015 г. N указанное заключение было признано несоответствующим действующему законодательству и отменено. Истцами данное заключение не оспаривалось. Указывает также, что 19 апреля 2016 г. истцы обратились в адрес Администрации г. Шадринска, начальника Государственной жилищной инспекции Курганской области, Шадринской межрайонной прокуратуры с заявлением об устранении нарушения их жилищных прав, проведении обследования жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Считает, что суд в решении вправе был обязать Администрацию г. Шадринска направить ответ на содержащуюся в письме просьбу Шумковой Е.В. и Юношевой Т.Е., но не вправе был обязывать Администрацию г. Шадринска созывать комиссию. Считает, что выводы в решении суда об обязании провести обследование помещения на предмет его аварийности и непригодности для проживания являются для Администрации г. Шадринска определяющим обстоятельством, что является нарушением действующего законодательства. Полагает, что решение вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В возражениях на апелляционную жалобу Шумкова Е.В., Юношева Т.Е. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, апелляционную жалобу рассмотреть в их отсутствие.
Участвующие в деле лица в заседание судебной коллегии не явились. О месте и времени рассмотрения дела были уведомлены.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" N 47 от 28 января 2006 г.
Согласно п. 7 указанного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7(1) настоящего Положения.
Как следует из п. 8 Положения, орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
На основании п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из материалов дела следует, что Юношева Т.Е. является собственником 1/4 доли жилого дома, расположенного по "адрес" в котором зарегистрирована ее дочь Шумкова Е.В.
13 мая 2011 г. Шумкова Е.В. обратилась к заместителю главы Администрации г. Шадринска, руководителю Комитета по строительству и архитектуре с заявлением об обследовании указанного жилого помещения на предмет его пригодности или непригодности для проживания с целью постановки на очередь на получение жилого помещения. Указала, что она является инвалидом " ... ".
В соответствии с распоряжением Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска от 23 мая 2011 г. N созвана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
26 мая 2011 г. межведомственной комиссией произведено обследование жилого помещения - частного жилого дома "адрес", и составлен акт обследования жилого помещения 1/4 доли указанного жилого дома.
Как следует из заключения N от " ... " о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, межведомственная комиссия приняла решение о несоответствии жилого помещения в 1/4 доли частного жилого дома "адрес" требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодности его для постоянного проживания.
Согласно постановлению Администрации г. Шадринска N от 30 июня 2011 г. Шумкова Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список очередности "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов".
Постановлением Администрации г. Шадринска N от 18 февраля 2016 г. Шумкова Е.В. снята с учета в списке очередности "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов". Постановление Администрации г. Шадринска N от 30 июня 2011 г. признано утратившим силу.
19 апреля 2016 г. Шумкова Е.В. и Юношева Т.Е. обратились в Администрацию г. Шадринска с заявлением об устранении нарушений жилищных прав граждан, проведении обследования жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В заявлении также просили провести оценку соответствия жилого помещения по "адрес", требованиям, предусмотренным разд. 2 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" N 47 от 28 января 2006 г., и признать жилое помещение непригодным для проживания, а также осуществить необходимые законные действия вследствие признания жилого помещения непригодным для проживания, о чем уведомить собственника.
Как установлено судом первой инстанции, до настоящего времени административными истцами ответа на указанное заявление не получено. Кроме того, Администрацией г. Шадринска обследование данного жилого помещения не проведено, заявление административных истцов в межведомственной комиссии не было рассмотрено.
В п. 45 Положения указан перечень необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным документов.
Как следует из п. 45(2) данного Положения, комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме: сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план; заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абз.3 п. 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля).
Удовлетворяя заявленные требования Шумковой Е.В. и Юношевой Т.Е. (собственника жилого помещения), суд первой инстанции верно исходил из того, что направление административными истцами лишь заявления с просьбой о проведении обследования жилого помещения на предмет его аварийности и непригодности для проживания, нельзя признать основанием для отказа в проведении такого обследования, поскольку межведомственная комиссия вправе самостоятельно истребовать из соответствующих органов необходимые документы.
Ссылка административного ответчика о направлении заявления о проведении обследования жилого помещения в Администрацию г. Шадринска, а не непосредственно в межведомственную комиссию также не может служить основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги по обследованию жилого помещения, поскольку межведомственная комиссия создана постановлением Администрации г. Шадринска, созывается руководителем комитета городского хозяйства Администрации г. Шадринска, следовательно, вывод суда, что истцы обоснованно обратились с указанным заявлением в Администрацию г. Шадринска является правильным.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы о том, что своим решением суд обязал провести обследование помещения на предмет его непригодности для проживания и аварийности предопределяет решение межведомственной комиссии являются несостоятельными, поскольку комиссия должна принимать решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Шадринска не могут быть приняты во внимание.
Поскольку административные истцы обратились в Администрацию г. Шадринска с заявлением об устранении нарушений жилищных прав граждан, проведении обследования жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, административному ответчику необходимо было направить соответствующий ответ на указанное заявление.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия Администрации г. Шадринска, выражающиеся в отказе в созыве комиссии и проведении обследования жилого помещения на предмет его аварийности и непригодности для проживания, являются незаконными.
Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шадринска - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.