Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Арзина И.В.
судей Пшеничникова Д.В., Лукиных Л.П.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Кургане 07.12.2016 материалы по административному исковому заявлению Администрации г. Кургана к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу о признании незаконным предписания от " ... "
по частной жалобе Администрации г. Кургана на определение судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
"Возвратить Администрации г. Кургана административное исковое заявление Администрации г. Кургана к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу о признании незаконным предписания от " ... ".
Разъяснить истцу, что она вправе обратиться с исковым заявлением в Арбитражный суд Курганской области".
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Администрация г. Кургана обратилась в суд к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу о признании незаконным предписания от " ... ".
Определением судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... " исковое заявление возвращено в связи с неподсудностью спора Курганскому городскому суду Курганской области.
С указанным определением не согласилась Администрация г. Кургана, в частной жалобе просит его отменить. В обоснование указывает, что несоблюдение Администрацией г. Кургана требований в области транспортной безопасности не связано с экономической либо хозяйственной деятельностью, которой исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления в данной области правоотношений не осуществляет, а наличие у участников спора только статуса юридического лица не дает оснований для отнесения спора с их участием к подведомственности арбитражного суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы и без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Возвращая административное исковое заявление и разъясняя Администрации г.Кургана право на обращение в Арбитражный суд Курганской области, судья городского суда основывал свои выводы на том, что сторонами административного иска являются юридические лица, а предмет спора неразрывно связан с их хозяйственной деятельностью, в связи с чем данный иск подсуден Арбитражному суду Курганской области.
Судебная коллегия считает, что выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельства дела.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно статье 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В силу положений ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Арбитражными судами осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 1 АПК РФ).
Из содержания административного иска и приложенных к нему документов следует, что Администрация "адрес" обжаловала вынесенное государственным органом - Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу предписание, предметом которого выступали требования, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в отношении принадлежащих муниципальному образованию объектов транспортной инфраструктуры - мостов, путепроводов, дорог общего пользования, а также направленные на принятие организационно-правовых мер для защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Администрация г.Кургана в силу положений норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления.
Деятельность Администрации г.Кургана и ее структурных подразделений по обеспечению транспортной безопасности, правоотношения в сфере которой регулируются Федеральным законом от 9.02.2007 "О транспортной безопасности", прежде всего направлена на решение вопросов местного значения.
Как указано в административном исковом заявлении и следует из содержания приложенных к нему документов, основанием к вынесению оспариваемого предписания послужили выявленные государственным органом в ходе плановой проверки нарушения законодательства, а не экономические либо хозяйственные отношения между Администрацией г.Кургана и надзорным органом, обеспечивающим в рамках своих полномочий соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности.
В связи с этим, вывод и ссылки судьи на положения ст. 27, п. 2 ч.1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве повода к возврату административного иска, не основаны на нормах процессуального закона, поскольку характер настоящего административного спора свидетельствует о его подсудности Курганскому городскому суду Курганской области.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Таким образом, из приведенных правовых положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, представляет собой не просто право на доступ к суду как способ защиты нарушенного или оспариваемого права, но и право на рассмотрение дела в том порядке (форме) и в той процедуре, которая для соответствующей категории дел специально установлена федеральным законом.
Фактически, оспариваемым определением судьи от " ... " Администрация г.Кургана своего права на судебную защиту в суде, к подсудности которого законом отнесен данный спор, была лишена.
При таких обстоятельствах определение судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... " о возвращении Администрации г. Кургана искового заявления законным признано быть не может и подлежит отмене с направлением дела в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия административного иска.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение судьи Курганского городского суда Курганской области от " ... " отменить.
Материалы по административному исковому заявлению Администрации г. Кургана к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу о признании незаконным предписания от " ... " направить в Курганский городской суд Курганской области на стадию принятия административного иска.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.