судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
судей Прудентовой Е.В., Ирышковой Т.В.
при секретаре Нестеровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе истца Удинской А.Л. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 августа 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска к Администрации г. Пензы, УМВД России по Пензенской области, Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании права на включение в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг. как вынужденного переселенца с даты присвоения статуса вынужденного переселенца, обязании внести изменения в сводный список в части даты постановки на учет отказать.
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Удинская А.Л. обратилась в суд с иском к администрации г. Пензы, УМВД России по Пензенской области, Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области о признании права на включение в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2020 гг. как вынужденного переселенца с даты присвоения статуса вынужденного переселенца - ДД.ММ.ГГГГ и обязании внести изменения в сводный список гражданина-участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2020 гг. в части даты постановки на учет, изменив ее с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что имеет статус вынужденного переселенца с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ N принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стоит в очереди под номером N. Она является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2020 гг. как вынужденный переселенец, нуждающийся в постоянном жилье.
Ленинский районный суд "адрес" постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Удинская А.Л. просит решение отменить и принять решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Полагает, что она неверно включена в сводный список граждан-участников подпрограммы с даты первоначального жилищного учета, в то время как должна быть включена с даты присвоения статуса вынужденного переселенца. Обращалась в администрацию г. Пензы о постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ г., но ей было отказано в постановке на учет. Помещение в "адрес" находится у нее в пользовании, а не в собственности.
Удинская А.Л., представитель администрации г. Пензы, представитель Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, представитель третьего лица УФМС России по Пензенской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя УМВД России по Пензенской области Демина П.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из того, что реализация вынужденным переселенцем права на получение государственного жилищного сертификата обусловлена датой обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, а в материалах дела отсутствуют доказательства обращения с таким заявлением до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для включения истицы в список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами в целях обеспечения жилым помещением, с более ранней даты, не имеется.
Суд первой инстанции правильно руководствовался ст. ст. 5, 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", Постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации", действовавшим на момент принятия решения, Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 (ред. от 05.07.2016) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы".
Судом первой инстанции правильно установлено, что Удинская А.Л., прибывшая из "адрес", на основании решения миграционной службы Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ признана вынужденным переселенцем, что подтверждается соответствующим удостоверением серии N. Статус вынужденного переселенца неоднократно продлевался, последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей выплачено единовременное пособие в размере "данные изъяты" коп.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Удинская А.Л. обратилась в Администрацию г. Пензы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный приказ отменен и на Администрацию г. Пензы возложена обязанность поставить Удинскую А.Л. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Во исполнение указанного решения суда приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству N от ДД.ММ.ГГГГ Удинская А.Л. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи - 1 человек.
Как следует из сообщения Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и Администрации г. Пензы, истица на ДД.ММ.ГГГГ стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма под номером N, в сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" под номером N с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела также следует и установлено судом, что истица постоянно проживает в жилом помещении-комната N в жилом "адрес" по "адрес" в "адрес", которое на момент принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, имело статус общежития.
Постановлением Администрации г. Пензы N от ДД.ММ.ГГГГ жилой "адрес" по "адрес" исключен из состава муниципального специализированного жилищного фонда и включен в состав муниципального жилищного пользования социального использования.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за Удинской А.Л. признано право пользования указанным жилым помещением.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.02.93 года N 4503-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Постановлением Правительства РФ от 8.11.2000 года N 845 утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации".
Согласно данному Положению федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания (п. 3 "б").
Органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье) (п. 37).
Для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и предоставляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца (п. 38).
Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет нуждающихся (п. 42).
В п. 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации указано, что считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, оставленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17.12.2010 года принята Федеральная целевая программа "Жилище на 2015-2020 годы".
Пунктом 2 Постановления установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствии с подп. "ж" п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 24, 26 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в отношении граждан-участников подпрограммы, указанных в подпунктах "е" "ж" пункта 5 настоящих Правил- в хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, у законодательством РФ.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения. В личном деле вынужденного переселенца Удинской А.Л. отсутствуют сведения о постановке ее на учет для получения жилья.
Единственным документом, подтверждающим факт ее обращения, как лица, имеющего статус вынужденного переселенца, с заявлением о принятии на учет для получения жилой площади, является заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поданное в Администрацию г. Пензы.
В судебном заседании истица не оспаривала, что ранее указанной даты с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении она не обращалась.
Доводы апелляционной жалобы истицы о ее праве состоять в очереди исходя из даты присвоения ей статуса вынужденного переселенца является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм права. Из системного анализа вышеназванных норм следует, что факт присвоения статуса вынужденного переселенца и получение единовременного пособия не порождает обязанность соответствующих органов включать истицу в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилом помещении. Постановка на учет для получения жилой площади носит заявительный характер. С таким заявлением истица обратилась впервые ДД.ММ.ГГГГ и именно с указанной даты поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в последующем включена в сводный список.
Более того, как было указано выше, право на социальную выплату имеют граждане, не обеспеченные жилым помещением для постоянного проживания. Истица такое жилое помещение имеет, в связи с чем избранный ею способ защиты не направлен на восстановление нарушенных прав, поскольку у нее отсутствует субъективное право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы. Отсутствие жилья в собственности не является основанием для отмены решения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 17 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Удинской А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.П. Прошина
Судьи Т.В. Ирышкова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.