Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Карповой В.Н., Пархомович Г.П.,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 декабря 2016 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Ташпыпского района Республики Хакасия - Султрекова А.М. на решение Ташпыпского районного суда Республики Хакасия от 07 октября 2016 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Ташпыпского района Республики Хакасия в интересах Канзычаковой Т. М. к администрации Таштыпского района Республики Хакасия о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Карповой В.Н., пояснения прокурора Зайцевой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Таштыпского района Республики Хакасия в интересах Канзычаковой Т.М. (с учетом уточненных исковых требований) обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Таштыпского района Республики Хакасия о возложении обязанности предоставить Канзычаковой Т.М. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам представления площади жилого помещения на территории "адрес" Республики Хакасия. Требования мотивировал там, что Канзычакова Т.М. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по достижении совершеннолетия имеет право на получение жилья, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ташпыпского района Кауф О.А. уточненные исковые требования поддержала.
Истец Канзычакова Т.М. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Султреков А.М. возражал против удовлетворения требований, указывая на отсутствие в бюджете денежных средств.
Представитель третьего лица МКУ "Управление образования администрации Таштыпского района" Цыганова Е.В. против удовлетворения исковых требований не возражала.
Суд постановилвышеприведенное решение, в котором обязал администрацию Таштыпского района предоставить Канзычаковой Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения в "адрес" Республики Хакасия.
С решением не согласен представитель ответчика Султреков А.М.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Ссылаясь на нормы законодательства, регулирующего вопросы организации местного самоуправления и предоставления дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указывает на то, что органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных им полномочий лишь в том объеме, в котором они получили субвенции из бюджета Республики Хакасия. Указывает, что недостаточность финансирования не позволяет обеспечить жильем всех детей-сирот, нуждающихся в получении жилья.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Таштыпского района Шаров С.Н. выразил согласие с решением суда.
Выслушав прокурора Зайцеву О.И., выразившую согласие с решением суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, предоставляются вышеуказанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные нормы содержатся и в Законе Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа".
Предусмотренный Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией дополнен указанием на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Данные государственные полномочия в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05.12.2005 N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" переданы органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, в том числе Таштыпского района.
Как следует из свидетельства о рождении Канзычаковой Т.М., её родителями являются ФИО1 и ФИО2 (л.д. 6).
ФИО2 на основании решения Таштыпского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца (л.д. 8-10).
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Постановлением главы администрации муниципального образования Таштыпский район N от ДД.ММ.ГГГГ над Канзычаковой Т.М. установлена опека (л.д. 17).
Постановлением главы Большесейского сельсовета N от ДД.ММ.ГГГГ Канзычакова Т.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории социальных сирот (л.д. 18).
Согласно уведомлениям Управления Федеральной регистрационный службы по Республике Хакасия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о зарегистрированных правах ФИО1, ФИО2 и Канзычаковой Т.М. на объекты недвижимого имущества не имеется (л.д.14-16).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Канзычакова Т.М., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Таштыпского района приобретает для обеспечения детей-сирот жилые помещения в пределах бюджетных средств, выделенных на такие цели Таштыпскому району в виде субвенций, и количество приобретаемого жилья ограничено размером субвенций, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года N 85-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В соответствии со статьей 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных правовых норм дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению жильем возложена на органы местного самоуправления.
Ответчик не вправе ограничить осуществление им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пределами выделяемых на эти цели денежных средств.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно и оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Таштыпского районного суда Республики Хакасия от 07 октября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Таштыпского района Республики Хакасия - Султрекова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н.Морозова
Судьи В.Н.Карпова
Г.П.Пархомович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.