Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Долгополовой Т.В.,
судей Вениченко О.В., Весёлой И.Н.,
при секретаре Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску Спирина Е.А. об оспаривании постановления администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ по апелляционной жалобе административного истца на решение Бейского районного суда от 03 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения административного истца Спириной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Спирина Е.А. обратилась в суд с административным иском, уточнив требования (л.д. 225 том N1), просила признать незаконным постановление администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении публичных слушаний по вопросу включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта", мотивировав требования тем, что при издании указанного постановления был нарушен устав муниципального образования Сабинский сельсовет, поскольку вопрос включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта не может выноситься на публичные слушания, а должен решаться на референдуме либо сходе граждан. Указывала, что оспариваемым постановлением нарушены права жителей д.Калы на осуществление местного самоуправления на территории поселения.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1 том N1) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Сабинского сельсовета Бейского района, Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство РХ).
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Спирина Е.А., ее представитель адвокат Зайцев В.О. поддержали заявленные требования, представитель административного ответчика администрации Бейского района по доверенности Козин А.С. требования не признал.
Заинтересованные лица Правительство РХ, администрация Сабинского сельсовета, надлежаще уведомлённые о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание суда первой инстанции не направили.
Суд постановилрешение от 03.10.2016 (л.д. 33-36 том 2), которым отказал в удовлетворении административного иска.
С решением не согласен административный истец Спирина Е.А. в связи с
несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению, просит решение отменить, принять новое. В апелляционной жалобе (л.д. 45-51) указывает, что судом оставлено без внимания нарушение административным ответчиком сроков предоставления письменных возражений с документальным обоснованием своей позиции. Поясняет, что несвоевременное вручение ей письменного отзыва затруднило подготовку к делу, лишило её возможности собрать необходимые доказательства в опровержение доводов административного ответчика. Ссылаясь на ст.84 ЗК РФ, ст.4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст.7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую", Закона Республики Хакасия "Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия", полагает, что при вынесении решения судом не принято во внимание, что вопрос включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта предполагает изменение вида разрешенного использования земельных участков и соответственно не может быть решён путём проведения публичных слушаний.
В письменных возражениях административный ответчик Козин А.С., выражая согласие с решением суда, просит отказать Спириной Е.А. в удовлетворении апелляционной жалобы (л.д. 57-58).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Спирина Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Административный ответчик администрация Бейского района, заинтересованные лица администрация Сабинского сельсовета и Правительство РХ, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, что в силу ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что к главе администрации Бейского района обратились граждане о включении земельных участков категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта: деревня Калы, Бейского района Республики Хакасия (л.д. 49-218 том N1).
Постановлением администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ N постановленопровести публичные слушания по вопросу включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта - деревни Калы Бейского района Республики Хакасии согласно прилагаемому перечню земельных участков. Проведение публичных слушаний назначено на ДД.ММ.ГГГГ на 17.00 часов по адресу: "адрес" СДК (л.д. 14, 44 том N1). Указанное постановление опубликовано в газете "Саянская заря" от 29.07.2016 N30(9552) (л.д. 14, 221 том N1).
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из содержания ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оспариваемое постановление администрацией Бейского района принято в пределах полномочий данного органа, определённых в ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подписано уполномоченным лицом, при его принятии установленный законодательством порядок принятия таких постановлений администрацией Бейского района соблюдён.
Так, в соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно ч.4 ст.28 названного Федерального закона порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В ст.36 устава муниципального образования "адрес", утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, закреплён такой порядок.
Положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления (ч.7 ст.4.1).
Извещение о проведении публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (ч.8 ст.4.1).
Таким образом, оснований для признания незаконным постановления администрации Бейского района от ДД.ММ.ГГГГ N у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем обжалуемое решение суда об отказе Спириной Е.А. в удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о необходимости проведения референдума по вопросу включения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населённого пункта свидетельствуют о неправильном понимании административным истцом норм материального права, поскольку, как следует из вышеприведённых норм, по такому вопросу проводятся публичные слушания.
Как видно из оспариваемого постановления, публичные слушания назначены не по вопросу перевода земель из сельскохозяйственного назначения в иную категорию, поэтому ссылка заявителя жалобы на нормы законодательства, регулирующие порядок такого перевода, судебной коллегией не принимается во внимание.
Вопреки доводу апелляционной жалобы права истца на участие в осуществлении местного самоуправления не могут нарушаться данным постановлением, так как публичные слушания являются одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления и проводятся для учёта мнения граждан.
Несвоевременное изготовление административным ответчиком возражений на административное исковое заявление и несвоевременное их вручение административному истцу, о чём указывает административный истец в апелляционной жалобе, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство не привело к вынесению неправильного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемое решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бейского районного суда от 03 октября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Спирина Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Долгополова
Судьи: О.В. Вениченко
И.Н. Весёлая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.