Судья Московского областного суда Фенко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Домбровского И. М. на решение Видновского городского суда "данные изъяты" от 29 сентября 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Домбровского И. М.,
заслушав пояснения Домбровского И.М., его защитника Хохлова А.В. (ордер),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД УМВД России по "данные изъяты" от "данные изъяты",
ДОМБРОВСКИЙ И. М., 23.09.19958 года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин РФ, зарегистрированный по адресу: "данные изъяты",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.15 КоАП РФ.
Решением Видновского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Домбровский И.М. подал в Московский областной суд жалобу, в которой просит отменить постановление и решение суда, ввиду отсутствия в его действиях состава вмененного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения явившихся лиц, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.
Как установлено Видновским городским судом, согласившимся с постановлением должностного лица, "данные изъяты" в 21 час.00 мин по адресу: "данные изъяты", д. Лужино, стр.1, Домбровский И.М., управляя ТС марки "Мицубиси Паджеро", г.р.з. "данные изъяты", в нарушение п.11.2 ПДД РФ, совершил обгон впереди идущего транспортного средства "Мицубиси L2.00" г.р.з. "данные изъяты", при условии, когда ТС, движущееся впереди по той же полосе, не дав сигнал поворота налево совершило маневр. Произошло столкновение транспортных средств.
Действия Домбровского И.М. квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней, и влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.
Соглашаясь с выводом должностного лица ГИБДД о виновности Домбровского И.М. в совершении вмененного правонарушения, суд исходил из доказанности его вины письменными материалами дела (рапортом инспектора, справкой о ДТП, объяснениями участков ДТП, схемой места ДТП, видеозаписью).
Между тем, принимая данное решение, суд первой инстанции не учел нижеследующее.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного правонарушения, в том числе его событие, устанавливаются на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
В материалах дела имеется вступившее в законную силу постановление в отношении водителя автомашины "Мицубиси L2.00" г.р.з. "данные изъяты" Потапова Д.А., который признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.14 КоАП РФ, за то, что при указанных выше обстоятельствах "данные изъяты" в 21 час.00 мин по адресу: "данные изъяты", д. Лужино, стр.1, управляя названной автомашиной, он не выполнил требование п.8.1 ПДД РФ о подаче перед началом маневра поворота соответствующего сигнала. Произошло столкновение с автомашиной "Мицубиси Паджеро", г.р.з. "данные изъяты" (л.д.18).
Кроме того, в материалах дела имеется СД-диск с видеозаписью камеры наружного наблюдения, зафиксировавшей момент ДТП (л.д.45).
При просмотре данной записи отчетливо видно, как по дороге с двухсторонним движением (по одной полосе в каждом направлении) при отсутствии на данном участке дорожной разметки, запрещающей обгон, в зону видимости камеры, двигаясь по полосе, предназначенной для движения в данном направлении, въезжает автомашина "Мицубиси L2.00" при этом на ней включен сигнал правого поворота, который дважды мигает, после чего автомашина совершает поворот налево. Когда машина меняет положение относительно камеры, становится видно, что на автомашине включился сигнал левого поворота.
Также на записи видно, что в момент выполнения поворота автомашиной "Мицубиси L2.00", по полосе, предназначенной для встречного движения, выполняя маневр обгона, уже движется автомашина "Мицубиси Паджеро".
Пункт 1.3 ПДД гласит, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.
В соответствии с п.1.5 ПДД РФ, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Главами 8 и 11 Правил дорожного движения определен порядок, в соответствии с которым водителям надлежит осуществлять маневрирование и обгон.
Выполняя маневр левого поворота, водитель должен руководствоваться п.п. 8.2 и 8.1 ПДД РФ, обязывающими его заблаговременно до начала выполнения маневра подать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом, подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности, а маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения.
Согласно п. 11.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты", водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; следующее за ним транспортное средство начало обгон; по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Вступившим в законную силу постановлением от "данные изъяты" установлено, что водитель Потапов Д.А., в нарушение требований п.8.1 ПДД РФ, заблаговременно до начала совершения маневра левого поворота не обозначил свое намерение соответствующим сигналом.
При таких обстоятельствах, учитывая требования п.11.2 ПДД РФ, водитель Домбровский И.М. не имел для совершения маневра обгона препятствия в виде транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево.
Запись камеры наружного наблюдения объективно подтверждает указанные обстоятельства.
Наличие иных обстоятельств, препятствовавших Домбровскому И.М. совершить обгон, материалами дела не установлено и в вину Домбровскому И.М. не вменялось.
Таким образом, в действиях Домбровского И.М. отсутствует нарушение п.11.2 ПДД РФ и, как следствие, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.15 КоАП РФ.
Поскольку отсутствие состава административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, постановление органа административной юрисдикции и последующее судебное решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению по указанному основанию.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД УМВД России по "данные изъяты" от "данные изъяты" и решение Видновского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.15 КоАП РФ, в отношении Домбровского И. М. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава вмененного правнарушения.
Судья Е.А. Фенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.