Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Илларионовой Л.И.,
судей Колесниковой Т.Н., Бурцевой Л.Н.,
при секретаре "данные изъяты".,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года апелляционную жалобу Мамаханова С. И. на решение Ивантеевского городского суда Московской области от 17 мая 2016 года по делу по иску Мамаханова С. И. к Администрации г. Ивантеевки Московской области о сохранении помещения в переоборудованном состоянии, признании жилого помещения нежилым,
заслушав доклад судьи Бурцевой Л.Н.,
объяснения представителя Администрации г. Ивантеевки Московской области - "данные изъяты"
установила:
Мамаханов С.И. обратился в суд с иском к Администрации города Ивантеевки Московской области о сохранении квартиры с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 53,6 кв.м., расположенной на 1 (первом) этаже, по адресу: "данные изъяты", в перепланированном состоянии; и признании указанной квартиры нежилым помещением, ссылаясь на то, что данное жилое помещение принадлежит ему на праве собственности на основании договора N "данные изъяты" участия в долевом строительстве жилого дома от 14.04.2015, и свидетельства о государственной регистрации права от 08.07.2015. Спорное жилое помещение расположено на первом этаже многоквартирного жилого дома, для проживания не используется, в ней никто не зарегистрирован. Истец для использования помещения в качестве нежилого произвел перепланировку и переустройство квартиры в соответствии с проектом перепланировки "данные изъяты", подготовленным ООО " "данные изъяты"". Как следует из материалов технической экспертизы Судебной лаборатории ООО " "данные изъяты"", помещение не противоречит СНиП по конструктивным элементам фундаментов, стен, конструкции перекрытий, заполненной оконной и дверной столярки, отделочными работами. Помещение пригодно для использования в качестве нежилого, угрозы для жизни и здоровья граждан не создает. Вход оборудован ступенями, имеет три самостоятельные опоры, не зависящие от общедомового входа в многоквартирный дом; асфальтирован подход к лестничной группе, установлен дополнительный мусорный контейнер соответствующий общедомовым контейнерам, имеется подход к помещению, не зависящий от общего входа. Таким образом, помещение соответствует требованиям ст. 22 ЖК РФ, требованиям технических регламентов и СНиП. В целях получения соответствующего разрешения, истец обратился в администрацию города
Ивантеевки, но получил отказ, который считает незаконным, поскольку он затрагивает его интересы как собственника помещения и создает препятствия в его использовании. Просил суд сохранить спорное помещения в переоборудованном состоянии, и признать жилое помещение по вышеуказанному адресу нежилым.
В судебном заседании представитель Мамаханова С.И. по доверенности "данные изъяты" требования поддержала и пояснила, что, обращаясь в администрацию города Ивантеевки, Мамаханов С.И. приложил к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое все документы, указанные в п. 2 ст. 23 ЖК РФ. Жилищный кодекс РФ не предусматривает необходимость согласования перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном жилом доме у собственников квартир, расположенных в таком доме. Согласие собственников требуется в двух случаях: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, что предусмотрено ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, предусматривающей изменение границ помещений в многоквартирном жилом доме; и если в результате реконструкции помещения произошло уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, что предусмотрено ч. 3 ст. 36 ЖК РФ. Устройство дверных проемов относится именно к перепланировке помещения и не является реконструкцией. При этом перепланировка произведена в границах существующего помещения и не привела к увеличению его площади, высоты, этажности, объема, в том числе за счет общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, поскольку истцом была произведена именно перепланировка помещения, а не реконструкция, в результате перепланировки не требовалось присоединения общего имущества в жилом доме, то получения согласия всех собственников помещений в этом жилом доме не требуется. Тем не менее, истец получил согласие собственников смежных помещений на перепланировку и перевод в нежилое помещение. Кроме этого, стороны произвели осмотр спорного помещения и прилегающей к нему территории. В результате осмотра выявлено, что опоры лестничной группы не препятствуют доступу к колодезному люку, находятся от него на значительном расстоянии, что отражено в Акте осмотра от 12.05.2016 и видно из приложенных к акту фотографий.
Представитель администрации города Ивантеевки Московской области "данные изъяты" в судебном заседании иск не признала и пояснила, что 10.09.2015 Мамаханов С.И. обратился в администрацию с заявлением о переводе жилого помещения по адресу: "данные изъяты", в нежилое. Из представленного Истцом в администрацию проекта перепланировки переводимого помещения, установлено, что в указанном проекте предусмотрен частичный демонтаж ограждающей конструкции многоквартирного жилого дома в целях организации отдельного входа в помещение. Отдельный вход планировалось организовать через места общего пользования (крыльцо), с установкой опоры отдельного входа в непосредственной близости от колодезного люка, расположенного вблизи жилого дома. Согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме на осуществление данных работ представлено не было. 22.10.2015 администрацией города Ивантеевки в переводе жилого помещения в нежилое было отказано. Исходя из представленного Истцом проекта перепланировки жилого помещения и при визуальном осмотре помещения установлено, что Истцом частично демонтирована ограждающая конструкция многоквартирного жилого дома в помещении. Внутри помещения перепланировка не произведена. Выполненные работы, по сути, являются не перепланировкой, а реконструкцией и регламентируются ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома. Истец в уполномоченный орган за разрешением на строительство не обращался. В ходе совместного осмотра помещения, был составлен акт осмотра от 12.05.2016. Сторонами установлено, что истцом оборудован отдельный вход в квартиру путем установки отдельной лестничной группы. Для организации лестничной группы запользован земельный участок многоквартирного дома. Согласие собственников многоквартирного дома на использование земельного участка для организации лестничной группы не представлено. Истцом также не представлено доказательств того, что в результате переустройства и (или) перепланировке не будут нарушены права и законные интересы граждан либо будет отсутствовать угроза их жизни и здоровью, сто предусмотрено ч. 4 ст. 29 ЖК РФ. В связи с вышеизложенным, просила в иске отказать.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Мамаханов С.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Мамаханову С.И. на праве собственности принадлежит квартиры с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 53,6 кв.м., расположенная на первом этаже по адресу: "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2015.
Из представленных материалов и пояснений представителя истца следует, что Мамаханов С.И. для использования помещения в качестве нежилого произвел перепланировку и переустройство квартиры в соответствии проектом перепланировки "данные изъяты", подготовленным ООО " "данные изъяты"".
Из материалов технической экспертизы, проведенной Судебной лабораторией ООО " "данные изъяты"", указанное помещение не противоречит СНиП по конструктивным элементам фундаментов, стен, конструкции перекрытий, заполненной оконной и дверной столярки, отделочными работами. Помещение пригодно для использования в качестве нежилого, угрозы для жизни и здоровья граждан не создает. Вход оборудован ступенями, имеет три самостоятельные опоры, не зависящие от общедомового входа в многоквартирный дом; асфальтирован подход к лестничной группе, установлен дополнительный мусорный контейнер соответствующий общедомовым контейнерам, имеется подход к помещению, не зависящий от общего входа.
С целью надлежащего оформления перевода жилого помещения в нежилое Мамаханов С.И. обратился в администрацию города Ивантеевки с соответствующим заявлением, но 22.10.2015 получил отказ со ссылкой на то, что им не соблюдены условия перевода жилого помещения в нежилое, установленные ст. 22 Жилищного Кодекса Российской Федерации (л.д. 116).
В соответствии со статьей 22 Жилищного Кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение установлен статьей 23 Жилищного Кодекса РФ.
Так, часть 1 указанной статьи предусматривает, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 ст. 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 ст. 23 ЖК РФ).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 ст. 23 ЖК РФ).
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (часть 10 ст. 23 ЖК РФ).
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Исходя из представленного Мамахановым С.И. проекта перепланировки жилого помещения следует, что при его реализации частично демонтирована ограждающая конструкция многоквартирного жилого дома в помещении. Внутри помещения перепланировка не произведена.
Суд первой инстанции учел данные доказательства, предоставленные истцом в подтверждение доводов, что его жилое помещение после его перепланировки не создают угрозы жизни и здоровью граждан.
Вместе с тем, суд обоснованно указал на необходимость при узаконении реконструкции соблюдения соответствующих норм действующего законодательства, поскольку из представленного Мамахановым С.И. проекта перепланировки жилого помещения следует, что при его реализации частично демонтирована ограждающая конструкция многоквартирного жилого дома в помещении. Внутри помещения перепланировка не произведена. Таким образом, при разрешении спор, суд первой инстанции, исходя из того, что выполненные истцом работы являются не перепланировкой, а реконструкцией и регламентируются положениями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В силу п. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 40 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме при приобретении в собственность помещения, смежного с принадлежащим ему на праве собственности помещением в многоквартирном доме, вправе объединить эти помещения в одно помещение в порядке, установленном главой 4 настоящего Кодекса. Границы между смежными помещениями могут быть изменены или эти помещения могут быть разделены на два и более помещения без согласия собственников других помещений в случае, если подобные изменение или раздел не влекут за собой изменение границ других помещений, границ и размера общего имущества в многоквартирном доме или изменение долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство, согласно закону Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" является Министерство строительного комплекса Московской области.
Материалами дела установлено, что истец в уполномоченный орган за разрешением на строительство не обращался.
Из акта осмотра от 12.05.2016, проведенного представителями сторон, следует, что Мамахановым С.И. оборудован отдельный вход в квартиру путем установки отдельной лестничной группы, для чего запользован земельный участок многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты".
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласие собственников многоквартирного дома на использование земельного участка для организации лестничной группы истцом не представлено.
Поскольку, основным условием сохранения помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии по решению суда, в силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, является доказанность того, что в результате такого переустройства и (или) перепланировке не нарушаются права и законные интересы граждан либо отсутствует угроза их жизни и здоровью, то истцом должны быть представлены сведения, подтверждающие данные обстоятельства.
В соответствии со ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что работы по реконструкции, влияющие на уменьшение общего имущества многоквартирного дома, требуют согласия всех собственников помещений в данном доме, а истец не представил доказательств получения такого согласия собственников помещений многоквартирного дома на осуществление реконструкции жилого помещения. Осуществление такой реконструкции без получения согласия всех собственников при легализации прав истца на помещение в перепланированном состоянии нарушает права собственников помещений в отношении общедомового имущества.
Кроме того, судом верно указано, что истцом запользован земельный участок многоквартирного дома. Согласие собственников многоквартирного дома на использование земельного участка для организации лестничной группы истцом также не представлено.
В целях проверки доводов жалобы о наличии перепланировки и отсутствии реконструкции жилого помещения, судебной коллегией по гражданским делам была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводов эксперта, проведенной по делу ООО " "данные изъяты"" экспертизы, оборудование обследуемого жилого помещения (квартиры) "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", отдельным входом, является реконструкцией, проведенная реконструкция связана с необходимостью обустройства входа, ступенек, лестницы, расположенных на территории прилегающего к многоквартирному дому земельного участка.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.
руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивантеевского городского суда Московской области от 17 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамаханова С. И. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.