Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Гулиной Е.М.,
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года апелляционную жалобу Х. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 12 июля 2016 года по делу
по иску Х. к ГУ - Управлению пенсионного фонда РФ N26 по г.Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Х. обратился в суд с иском к ГУ - Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 28.03.2016 года, включении периодов работы в ОАО "Авиакомпания "Сибирь" с 31.03.2003 года по 25.06.2004 года; в ОАО "Домодедовские авиалинии" с 29.06.2004 года по 10.12.2008 года; в ОАО "Авиакомпания "Таймыр" с 03.05.2011 года по настоящее время в должности бортпроводника в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 20.03.2016 года, ссылаясь на то, что ответчиком принято неправомерное решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости из-за того, что бортпроводник не входит в состав летного экипажа и не имеет право на назначение пенсии в льготном порядке.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 29 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Руководствуясь ч.3 ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, учитывая их надлежащее извещение.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела усматривается, что истец работал в должности бортпроводника. Налет часов в составе экипажа воздушного судна составляет 7 167 часов 50 минут.
20.03.2016 года истец обратился в ГУ - Главное управление пенсионного фонда Российской Федерации N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 28.03.2016 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, поскольку бортпроводники входят в кабинный экипаж, не относятся к летному составу, не имеют права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости бортпроводников предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как указанная должность включена в Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, при этом страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и наличии страхового стажа не менее 20 лет, либо с уменьшением возраста при наличии выработанного страхового стажа, однако, истец указанного возраста не достиг и не имеет необходимого страхового стажа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В связи со вступлением в законную силу 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28.12.2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N400-ФЗ.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.
Пункт 2 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N459. Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Как следует из данного Списка, к должностям работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", относятся: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N 537 также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, в части, не урегулированной настоящими Правилами, осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
В силу п. 3 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц; в) 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за 1,5 календарных года; г) 1 год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за 1,5 календарных года при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за 2 календарных года; д) 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года.
В судебном заседании установлено, что принимая решение при подсчете специального стажа истца, дающего право на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком в стаж на соответствующих видах работ, не включены периоды работы в должности бортпроводника: в ОАО "Авиакомпания "Сибирь" с 31.03.2003 года по 25.06.2004 года; в ОАО "Домодедовские авиалинии" с 29.06.2004 года по 10.12.2008 года; в ОАО "Авиакомпания "Таймыр" с 03.05.2011 года по настоящее время.
Указанные периоды не включены в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" по тем основаниям, что должности, которые занимал Х., не относятся к летному составу гражданской авиации. В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный экипаж воздушного судна. Должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459.
В соответствии с пп 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам;
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка "Транспорт", подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.
Следовательно, работа в должности бортпроводника, дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Спорные периоды работы Х. могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Между тем, истец, 21.01.1982 года рождения, не достиг возраста, при котором подлежит досрочному назначению страховая пенсия и не имеет необходимого страхового стажа.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, результаты оценки доказательств отражены в решении. Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела судебная коллегия не находит. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора.
Руководствуясь ст. 328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.