Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Байдаевой Л.В.,
судей Тегуновой Н.Г., Рубцовой Н.А.,
при секретаре Веневе Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2016 года апелляционную жалобу Сизякова И. В. на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 18 июля 2016 года по делу по иску Сизякова И. В. к администрации Солнечногорского муниципального района, Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права на получение земельного участка в аренду без проведения торгов,
заслушав доклад судьи Байдаевой Л.В.,
объяснения представителя Сизякова И.В. - Зайцевой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Сизяков И.В. обратился в суд с иском к администрации Солнечногорского муниципального района, Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", признании права на получение указанного земельного участка в аренду без проведения торгов по результатам публикации от 10.12.2010 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 19.05.2010 г. он обратился с заявлением к Главе администрации Солнечногорского муниципального района по вопросу предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Администрация, действуя в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями закона приняла решение и опубликовала сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного вида использования. Так как иных претендентов на испрашиваемый земельный участок не было, он подал заявку на заключение договора аренды земельного участка. Однако письмом от 16.11.2015 г. "данные изъяты" администрация Солнечногорского муниципального района отказала ему в передаче земельного участка в аренду и рекомендовала реализовать право аренды спорного земельного участка в порядке ст. 39.18 Земельного кодекса РФ. Истец считает отказ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области незаконным и создающим препятствия к осуществлению права на заключение договора аренды спорного земельного участка, поскольку изменения законодательства, вступившие в силу с 01.03.2015 г., не отменяют обязанность ответчика передать ему в аренду земельный участок для индивидуального жилого строительства.
В судебном заседании представитель Сизякова И.В. - Зайцева Л.А. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского района и третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Сизяков И.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и фактическими обстоятельствами дела.
Так, согласно п. 4 ст. 34 ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" от 23.06.2014 г. в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018 года.
Федеральный Закон "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ" от 23.06.2014 г. вступил в силу 01.03.2015 г.
Согласно п.1 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу п.3 ст. 30.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 19.05.2010 г. Сизяков И.В. обратился к главе Солнечногорского района с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка площадью 955 кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты".
В результате проведения землеустроительных работ был сформирован земельный участок под заявленные истцом цели.
10.12.2010 года КУИ администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в газете "Сенеж" было опубликовано объявление о намерении предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства земельный участок "данные изъяты" площадью 955 кв. м., расположенный в "данные изъяты", предоставляемый для индивидуального жилищного строительства.
По итогам опубликования информационного сообщения Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского района Сизякову И.В. выдано уведомление о том, что он является единственным заявителем по испрашиваемому земельному участку.
Постановлением от 10.05.2012 года администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
25.11.2014 г. истец обратился к ответчику с заявлением об отмене постановления от 10.05.2012 г. "данные изъяты" и утверждении новой схемы расположения от 03.06.2013 г. в связи с наложением границ.
24.12.2014 г. Комитетом по управлению имуществом администрации Солнечногорского района истцу сообщено, что подготовлен проект Постановления Главы Солнечногорского муниципального района "Об утверждении схемы расположения земельного участка "данные изъяты" на кадастровом плане (карте) территории, расположенного по адресу: "данные изъяты"" и направлен на согласование в установленном порядке.
Письмом от 16.11.2015 г. "данные изъяты" администрация Солнечногорского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что в информационном сообщении от 10.12.2010 г. не указано место и сроки подачи заявлений на приобретение в аренду указанного земельного участка от заинтересованных лиц, в связи, с чем предоставление испрашиваемого земельного участка по итогам информационного сообщения от 10.12.2010 г. без проведения торгов не представляется возможным. Одновременно с целью соблюдения действующего законодательства истцу рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка по процедуре, указанной в ст. 39.18 ЗК РФ.
Установив указанные обстоятельства, суд, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что оснований для признания отказа в предоставлении в аренду спорного земельного участка незаконным и о признании права на получение в аренду земельного участка без проведения торгов на основании публикации в газете "Сенеж" от 10.12.2010 г., не имеется, отметив также, что не получено согласие Министерства имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции верно определены и в полном объёме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Так, согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статьи 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п. 16 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
В силу п. 4, п. 6 ч. 1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ устанавливает, что реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 года N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, с 01.01.2015 года, после вступления в действие Законов Московской области N 106/2014-03 от 24.07.2014 и N 107/2014-03 от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
В материалах дела такое согласование с Министерством имущественных отношений Московской области на предоставление земельного участка в аренду истцу отсутствует.
При этом опубликование в средствах массовой информации сообщения о передаваемом в аренду земельном участке является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления участка.
Между тем требуемый действующим законодательством порядок предоставления спорного земельного участка в аренду Сизякову И.В. не соблюден. В частности, администрацией Солнечногорского муниципального района при размещения информации в газете "Сенеж" о намерении предоставить спорный участок в аренду нарушен принцип публичности, направленный на информирование широкого круга лиц о предстоящем предоставлении участка в аренду, с целью выявления как можно большего числа претендентов на приобретение земельного участка и предоставления им равных возможностей, а также на предоставление возражений относительно размещения конкретного объекта на испрашиваемом для целей аренды земельном участке. Сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно было содержать указание на место положения такого земельного участка, его площадь, разрешенное использование. Как верно отметил суд, объект не индивидуализирован, точное место нахождения его не указано, что не способствует получению наибольшего числа заявок и нарушает процедуру передачи имущества в аренду. В объявлении должна содержаться информация не о намерении администрации предоставить земельный участок, а предложение приобрести земельный участок и обратиться с соответствующим заявлением по определенному адресу, способ, порядок подачи и приема заявлений о предоставлении земельного участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, после публикации указанного сообщения истец обратился с заявлением об отмене постановления от 10.05.2012 г. "данные изъяты" об утверждении схемы расположения земельного участка "данные изъяты" и утверждении новой схемы расположения ввиду наложения границ.
В связи с изложенным, выводы суда о несоблюдении установленных законом требований в представленной публикации о надлежащем информировании граждан о предстоящем предоставлении спорного участка в аренду, которые неразрывно связаны с обязанностью органов местного самоуправления обеспечить принцип публичности, являются правильными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Сизякова И.В. не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену или изменение решения суда, жалоба не содержит, ее доводы направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, по ним в решении имеются мотивированные выводы, с которыми согласилась судебная коллегия.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 18 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сизякова И. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.