Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 ноября 2016 года апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области на решение Видновского городского суда Московской области от 25 июля 2016 года по делу по административному иску администрации Ленинского муниципального района Московской области к Совету депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о передаче в собственность Ленинского муниципального района Московской области объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Администрация Ленинского муниципального района Московской области обратилась в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о передаче в собственность Ленинского муниципального района Московской области объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что администрацией Ленинского муниципального района Московской области в адрес главы сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области было направлено обращение от 13 октября 2015 года "данные изъяты"-исх, а также повторно - обращение от 17 марта 2016 года "данные изъяты"-исх, с предложением рассмотреть на Совете депутатов поселения вопрос о передаче жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры из собственности поселения в собственность Ленинского муниципального района. Указанный вопрос был рассмотрен Советом депутатов поселения 22 декабря 2015 года, предложенный проект решения отклонен без указания причин и обоснования. Таким образом, исполнение Ленинским муниципальным районом полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с пунктами 4, 6 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не представляется возможным.
В судебном заседании представитель административного истца Глебов С.Ю. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Метелица Е.М иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 28-29).
Решением Видновского городского суда Московской области от 25 июля 2016 года административное исковое заявление администрации Ленинского муниципального района Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
Выслушав объяснения представителя администрации Ленинского муниципального района Московской области - Матлахова Е.С., представителя Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области - Метелица Е.М., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Ленинского муниципального района Московской области главам сельских поселений было направлено письмо от 13 октября 2015 года "данные изъяты"-исх с предложением вынести на Совет депутатов поселения вопрос о передаче имущества (дороги и прочие объекты дорожной сети, жилищный фонд, имущество кладбищ, объекты инженерной инфраструктуры) из собственности поселения в собственность Ленинского муниципального района в соответствии с перераспределением полномочий с 1 января 2015 года (л.д. 10).
В адрес главы сельского поселения Совхоз им. Ленина также было направлено обращение от 17 марта 2016 года "данные изъяты"-исх с предложением вынести на рассмотрение Совета депутатов поселения вопрос о передаче имущества (жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры) из собственности сельского поселения Совхоз им. Ленина в собственность Ленинского муниципального района Московской области (л.д. 11).
22 декабря 2015 года состоялось заседание Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области, на котором, помимо прочих, был рассмотрен вопрос об утверждении Перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Совхоз им. Ленина и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, о заключении соглашений о передаче отдельных полномочий по организации в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, содержанию муниципального жилищного фонда, осуществлению муниципального жилищного контроля (л.д. 24-26).
По результатам рассмотрения данного вопроса Советом депутатов поселения было принято решение N 14/2 об отклонении проекта решения Совета депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина "Об утверждении перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения Совхоз им. Ленина и подлежащего передаче в муниципальную собственность муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области" (л.д. 13).
Копия указанного решения направлена в администрацию Ленинского муниципального района Московской области и получена ею 30 марта 2016 года (л.д. 12).
В соответствии с положениями пунктов 4, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Устава муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области органы местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений решают следующие вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 данного Федерального закона:
1) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
3) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1); имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона (пункт 5).
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом (часть 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется: ...
- между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления муниципальных образований исполнительным органам государственной власти Московской области и перечень документов, необходимых для принятия правового акта Московской области о разграничении муниципального имущества, установлены Законом Московской области от 6 февраля 2015 года N 8/2015-ОЗ.
Так, в соответствии со статьей 2 названного Закона Московской области уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, имеющего в собственности имущество, подлежащее передаче, и уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, в собственность которого указанное имущество передается, формируют согласованное предложение о передаче имущества в виде перечня имущества, подлежащего передаче (далее - согласованный перечень имущества).
В целях формирования согласованного предложения о передаче имущества уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, вправе создавать согласительные комиссии, порядок формирования и деятельность которых устанавливается муниципальными правовыми актами.
Согласование перечня имущества, подлежащего передаче, осуществляется путем принятия уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, между которыми осуществляется разграничение муниципального имущества, решений о согласовании перечня имущества.
После принятия таких решений согласованный перечень имущества подлежит подписанию сторонами.
Согласно статье 3 указанного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется на основании распоряжения центрального исполнительного органа государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющего исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере имущественно-земельных отношений (далее - уполномоченный орган Московской области), принимаемого по согласованному предложению уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований.
Для принятия распоряжения уполномоченного органа Московской области о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями, уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований, имущество которых подлежит разграничению, направляют в уполномоченный орган Московской области следующие документы: согласованный перечень имущества; решения уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований о согласовании перечня имущества, подлежащего передаче.
Как следует из материалов дела, до обращения административного истца в суд установленный законодательством порядок разграничения имущества между муниципальным образованием сельское поселение Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области и муниципальным образованием Ленинский муниципальный район Московской области не был соблюден. Доказательства обратного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлены.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение, которым на Совет депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области возложена обязанность принять решение о передаче в собственность Ленинского муниципального района Московской области объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда, не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных администрацией Ленинского муниципального района Московской области требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Видновского городского суда Московской области от 25 июля 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска администрации Ленинского муниципального района Московской области к Совету депутатов сельского поселения Совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять решение о передаче в собственность Ленинского муниципального района Московской области объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.