Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Ивановой О.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 г. апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 30 августа 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Шаипова Наримана Энверовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Шаипов Н.Э. обратился в Московский областной суд с требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 3522 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации существующего здания. Просил суд определить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном им отчете об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, получившем положительное экспертное заключение - в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2013 г.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки данного объекта недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данного объекта. Согласно заключению эксперта в отчете, представленном административными истцами, допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, иные нарушения, которые оказывают влияние на итоговый результат рыночной стоимости объекта оценки. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату оценки - 01 января 2013 г., определена в размере "данные изъяты" руб.
После получения заключения эксперта представитель административного истца - по доверенности Цыганок Ю.М., уточнила требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, по доверенности Парамзин А.В., не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, считал недостоверной стоимость, указанную в заключении эксперта.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, были извещены.
Решением Московского областного суда от 24 августа 2016 г. уточненные требования были удовлетворены. Кадастровая стоимость указанного здания установлена в размере, определенном в заключении эксперта. Указано, что данное решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены в установленном порядке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Исключение составляют предусмотренные в пункте 3 этой статьи случаи.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 24.18 этого Федерального закона предусмотрено право юридических и физических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 вышеуказанного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта. Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 этого Федерального закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что административному истцу Шаипову Н.Э. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 3522 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации существующего здания.
На территории Московской области в 2013 г. была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области, результаты которой утверждены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2013 г. N566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области" по состоянию на 01 января 2013 г. - дату формирования перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего кадастровой оценке.
Указанным Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области утверждена, в том числе кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", которая составила "данные изъяты" руб.
Согласно представленному административным истцом в подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. отчету N005-11-15 от 14 декабря 2015 г., рыночная стоимость земельного участка составила 9600000 руб. На данный отчет было получено положительное экспертное заключение N ЭП-101215-4-ТВ от 22 декабря 2015 г.
В заключении N 240-Б от 01 июля 2016 г., составленном экспертом ООО "БИОН" Родионовым М.Н. по итогам проведения судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. составляла "данные изъяты" руб.
Разрешая заявленные Шаиповым Н.Э. требования об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка и устанавливая рыночную стоимость в размере, определенном в заключении назначенного судом эксперта, суд первой инстанции исследовал и оценил представленные по делу доказательства (в том числе, заключение эксперта) по установленным КАС РФ правилам.
При этом суд обоснованно исходил из того, что заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования; сделанные в результате его проведения выводы и ответы на поставленные судом вопросы; экспертное заключение понятно по своему содержанию; составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта.
Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в деле не имеется.
Доказательств влияния указанных Министерством имущественных отношений Московской области недостатков на размер определенной экспертом рыночной стоимости, а также доказательств, опровергающих определенную экспертом рыночную стоимость земельного участка и свидетельствующих об иной рыночной стоимости, Министерством в материалы дела не представлено.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела документами, что эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификаций для данной деятельности.
Эксперт, проводивший экспертизу, был предупрежден об уголовной ответственности на основании статьи 307 УК РФ.
Кроме того, эксперт Родионов М.Н., будучи предупрежденным об уголовной ответственности и в судебном заседании, был опрошен судом. Свое заключение эксперт поддержал, дал исчерпывающие пояснения на заданные вопросы.
При таких обстоятельствах, суд принял заключение эксперта в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость земельного участка, и удовлетворил уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, а именно: в размере 12951283 руб.
Выводы суда о необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, были основаны на положениях абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и каких-либо оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 30 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.