Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Чугуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
14 ноября 2016 года апелляционную жалобу Выродова Сергея Петровича
на решение Волоколамского городского суда Московской области от 1 ноября 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Логвинова Дениса Владимировича к Территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области, Выродову Сергею Петровичу о признании незаконным и отмене решения ТИК Волоколамского района Московской области от 21 октября 2016 года N 331 "О регистрации Выродова Сергея Петровича кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области",
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения Выродова С.П., представителя МОО ПП ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Журавлева А.Е., представителя Логвинова Д.В. - Кунаева Д.С.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,
установила:
Решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск от 05.09.2016 года N 55/10 на 27 ноября 2016 года назначены досрочные выборы главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области.
Избирательной комиссией на выборах является территориальная избирательная комиссия Волоколамского района Московской области.
Решением ТИК Волоколамского района Московской области 21 октября 2016 года кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск зарегистрирован Логвинов Д.В., выдвинутый МОРО ПП "РОДП "Яблоко".
Решением ТИК Волоколамского района от 21 октября 2016 года N 331 за кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск зарегистрирован Выродов С.П., выдвинутый МОО ПП ЛДПР- Либерально - демократической партии России.
Логвинов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным и отменить решение ТИК Волоколамского района Московской области от 21 октября 2016 года N 331.
Считал, что Выродов С.П. зарегистрирован кандидатом в нарушение принципа равенства кандидатов, поскольку специальный избирательный счет был им открыт после окончания срока предоставления документов для регистрации кандидатов. Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом Выродов С.П. указал реквизиты документа об образовании и квалификации- диплом БВС 0051721 от 21 февраля 1997 года, однако документов, подтверждающих дату выдачи диплома Выродовым С.П. в ТИК Волоколамского района не представил. Копия диплома, выданного Московским энергетическим институтом (технический университет), представленная Выродовым С.П. в ТИК Волоколамского района не содержит сведений о выдаче диплома. Таким образом, по мнению административного истца, кандидат Выродов С.П. не представил в ТИК Волоколамского района документы, подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании, что является основанием для отказа в регистрации кандидата в силу п.п. "в" п. 24 ст. 38 ФЗ N 67 по причине отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом для уведомления и (или) регистрации кандидата.
Указал также, что кандидат Выродов С.П. не представил банковскую справку, которая подтверждает остаток средств фонда на дату сдачи первого финансового отчета, что свидетельствует о наличии оснований для отказа в регистрации на основании п.п. "в.1" п. 24 ст. 38 ФЗ N 67.
Финансовый отчет не сдан в машиночитаемом виде, это видно из копии подтверждения о приеме документов для регистрации от 15.10.2016 года.
Выродов С.П. представил в ТИК справку с места работы ООО "АгроАльянс", рядом с подписью генерального директора стоит дата "07.09.2016 г.", в левом верхнем углу имеется дата "07 октября 2016 г.". Административный истец считал, что данный документ не мог быть принят ТИК, поскольку он оформлен с нарушением требований избирательного законодательства. Более того, Выродов С.П. выдвинут кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Московским областным отделением Политической партии ЛДПР 08.10.2016 года, согласие баллотироваться дал 08.10.2016 года, то есть справка составлена заранее.
В судебном заседании представитель неявившегося административного истца Куликова Ю.В. требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ТИК Волоколамского района Московской области по доверенности Авраменко И.А. требования не признала.
Выродов С.П. просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Московского областного отделения Политической партии ЛДПР, которое привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика Выродова С.П., в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 1 ноября 2016 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Выродов С.П. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Ковалева Е.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ст. 38 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Как установлено абз. 1 ч. 1 ст. 30 Закон Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ (ред. от 27.06.2016) "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-5 статьи 28.1 настоящего Закона, или части 18 настоящей статьи. В случае изменения ранее представленных данных кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения представляют на регистрацию письменное уведомление о наличии изменений в ранее представленных документах.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, избирательный фонд не создает.
По общему правилу ч. 11 той статьи все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа, округа референдума (при проведении муниципальных выборов, местного референдума - при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно избирательного округа, округа референдума, муниципального района, городского округа.
В силу предписаний абз. 2 ч. 2 ст. 49 регионального закона, порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается Избирательной комиссией Московской области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по Московской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
(в ред. Закона Московской области от 03.02.2015 N 7/2015-ОЗ)
По предъявлении документов, предусмотренных законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком, филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России", а в случаях, установленных Федеральным законом, - другой кредитной организации обязаны незамедлительно открыть специальный избирательный счет. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на счет в валюте Российской Федерации.
Как установлено судом, 08.10.2016 года Выродов С.П. обратился в ТИК Волоколамского района с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области.
11.10.2016 г. ТИК Волоколамского района выдала Выродову С.П. разрешение на открытие специального избирательного счета кандидата при проведении досрочных выборов главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области.
Срок предоставления в ТИК Волоколамского района документов для регистрации кандидатов истекал 15.10.2016 в 18:00.
15.10.2016 года Выродов С.П. представил в ТИК Волоколамского района необходимые для регистрации кандидата документы, в том числе, копии дипломов об образовании- Московского энергетического института (технического университета) об окончании 21.02.1997 года, диплом магистра ФГБОУ высшего профессионального образования "Государственный университет управления"- дата выдачи 12.03.2014 года. Также справку из ООО "АгроАльянс" от 07.09.2016 года, где он занимает должность директора по развитию производства с 1 августа 2016 года. В левом верхнем углу справки стоит дата " 07 октября 2016 г.".
Кроме того, Выродовым С.П. в ТИК был представлен первый финансовый отчет на 2-х листах о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата на должность главы городского поселения Волоколамск без указания реквизитов специального избирательного счета.
Банковская справка, подтверждающая остаток средств фонда на дату сдачи отчета, представлена не была.
Выродов С.П. в судебном заседании предъявил подлинное подтверждение о приеме документов для регистрации от 15.10.2016 года, в котором имеется запись- принят флешноситель с финансовым отчетом 1 шт.
17.10.2016 года Выродов С.П. обратился в ТИК с заявлением о внесении дополнений в поданный им 15 октября 2016 года первый финансовый отчет без номера банковского счета. Также приложил новый финансовый отчет с указанием банковского счета, открытого 17.10.2016 года.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что документы об образовании, представленные Выродовым С.П. в ТИК, не вызывают сомнения, в них однозначно указан год окончания учебного заседания. Поэтому доводы представителя административного истца о том, что Выродов С.П. не представил в ТИК все необходимые документы, имея в виду документы об образовании, суд не может принять во внимание.
Из справки с места работы однозначно понятно, что Выродов С.П. работает в ООО "АгроАльянс" директором по развитию производства с 01.08.2016 года по настоящее время, справка выдана 07.10.2016 года.
Таким образом, данные обстоятельства не являются основанием для отмены решения ТИК Волоколамского района от 21 октября 2016 года N 331 в отношении кандидата Выродова С.П.
Вместе с тем, суд правильно исходил из того, что 15 октября 2016 года Выродов С.П. представил в ТИК Волоколамского района первый финансовый отчет по несуществующему банковскому счету, не открытому на день подачи документов. Следовательно, как верно указал суд, отчет не соответствует требованиям закона, поскольку составлен в отношении не существующего избирательного счета.
Из вышеприведенных норм федерального и регионального законов усматривается, что избирательным законодательством установлен период времени, в течение которого кандидат обязан создать избирательный фонд, движение средств которого отражается на специальном избирательном счете, открываемом кандидату по его заявлению, на основании разрешения избирательной комиссии.
В связи с чем судебная коллегия находит верным вывод суда, отвергнувшего возражения представителя ТИК по доверенности, об отсутствии срока, установленного законом, в течение которого кандидат должен открыть специальный счет.
Суд правильно исходил из того, что срок представления документов для регистрации кандидата в избирательную комиссию, и совершения установленных законом требований по созданию избирательного фонда является пресекательным, не подлежащим восстановлению.
Следовательно, неоткрытие кандидатом Выродовым С.П. специального избирательного счета на время предоставления документов для регистрации свидетельствует о несоздании им избирательного фонда в период времени, установленный для этого законом.
Федеральное и региональное избирательное законодательство не предусматривает причины, условия, порядок и органы, восстанавливающие установленный срок для подачи документов и совершения всех действий для регистрации в качестве кандидата для баллотирования на выборах.
Таким образом, создание избирательного фонда после истечения указанного срока следует расценивать как нарушение избирательного законодательства, являющегося основанием для отказа в регистрации.
Вместе с тем, данное обстоятельство оставлено ТИК Волоколамского района без внимания. Однако регистрация кандидата Выродов С.П. на основании документа об открытии специального счета за пределами установленного законом пресекательного срока, означает нарушение закрепленного ст. 39 Федерального закона N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ТИК Волоколамского района является незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего избирательного законодательства и оснований к отмене законного и обоснованного решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 1 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.