Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Ивановой О.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2016 г. апелляционное представление прокурора г. Дубны Московской области на решение Дубненского городского суда Московской области от 15 сентября 2016 г. по делу по административному исковому заявлению прокурора г. Дубны Московской области к администрации г. Дубны о признании незаконным бездействия по невключению в тексты принимаемых нормативных правовых актов пункта, предусматривающего официальное опубликование в средствах массовой информации,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения прокурора Ганцевой С.В.,
установила:
прокурор г. Дубны Московской области обратился в суд с административным иском к администрации г. Дубны о признании незаконным бездействия по невключению в тексты принимаемых нормативных правовых актов пункта, предусматривающего официальное опубликование в средствах массовой информации. Просил обязать администрацию включать в тексты принимаемых нормативных правовых актов пункт, предусматривающий их опубликование в официальных средствах массовой информации.
В обосновании требований прокурор указал, что прокуратурой г. Дубны были проанализированы изданные в истекшем периоде 2016 г. администрацией г.Дубны нормативные правовые акты на предмет наличия в них пунктов, предусматривающих официальное опубликование в средствах массовой информации. Было установлено, что в ряде постановлений администрации г. Дубны отсутствовал пункт, предусматривающий официальное опубликование постановления в средствах массовой информации. Имеется лишь указание на средства массовой информации в рассылке документов. При этом отсутствовала информация о том, в какие конкретно средства массовой информации копии принятых нормативных правовых актов.
Кроме того, в случаях вступления нормативного правового акта в силу после его официального опубликования при отсутствии в самом решении пункта о необходимости опубликования нормативного правового акта в официальном печатном издании, может возникнуть ситуация, когда нормативный правовой акт может быть вообще не опубликован либо опубликован не в официальном печатном издании, вследствие чего его нельзя признать действующим.
При таких обстоятельствах, по мнению прокурора, в текстах приведенных выше нормативных правовых актов усматривается коррупциогенный фактор - неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца прокурор Тучков М.Г., требования поддержал, дополнительно пояснил, что юридическая техника принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления и практика опубликования таких актов свидетельствует о необходимости указания в них отдельного пункта, предусматривающего их опубликование в официальных средствах массовой информации.
Представитель административного ответчика - администрации г.Дубны - Борисова И.А. против удовлетворения требований возражала, в материалы дела был представлен письменный отзыв (л.д.33).
Решением Дубненского городского суда Московской области от 15 сентября 2016 г. в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционном представлении Дубненский городской прокурор просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ганцева С.В. апелляционное представление поддержала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" уставом муниципального образования должны определяться: виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.
В силу статьи 47 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Частью 7 статьи 40 Устава г. Дубны (принят решением Совета депутатов г. Дубны МО от 23 июня 2005 г. N РС-8(24)-60/21)предусмотрено, что официальное опубликование правовых актов города осуществляется в официальном печатном средстве массовой информации города в порядке, установленном данным Уставом.
Согласно статье 43 Устава обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты города Дубны, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (часть 1). Иные правовые акты могут быть официально опубликованы по инициативе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, их принявших (издавших) - часть 2. Официальным опубликованием правовых актов города является публикация их текстов в официальных печатных изданиях органов местного самоуправления города (часть 3). Правовые акты города могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до сведения жителей города по телевидению и радио, переданы по каналам связи, размещены на официальном сайте администрации города в сети Интернет, на стендах, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям (часть 4). Официальными печатными изданиями органов местного самоуправления города считаются печатные издания, определенные Советом депутатов для официального опубликования правовых актов Совета депутатов и администрацией города для официального опубликования правовых актов администрации города (часть 5).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Дубны проанализированы изданные в истекшем периоде 2016 г. администрацией г.Дубны нормативные правовые акты на предмет наличия в них пунктов, предусматривающих официальное опубликование в средствах массовой информации.
В ходе проверки было выявлено, что в ряде нормативных правовых актов администрации города отсутствует пункт, предусматривающий официальное опубликование в средствах массовой информации, в частности, в постановлениях администрации города от 28 апреля 2016 г. N 108ПА-311 "О внесении изменений в постановление Администрации г.Дубны от 24 октября 2014 г. N 108ПА-60 "Об утверждении муниципальной программы "Муниципальное управление на 2015 - 2019 гг."; от 27 апреля 2016 г. N 108ПА-3306 "О внесении изменений в постановление Администрации г.Дубны от 24 октября 2014 г. N 108ПА-70 "Об утверждении муниципальной программы "Предринимательство и инвестиции на 2015 - 2019 гг."; от 25 апреля 2016 г. N108ПА-295 "О внесении изменений в постановление Администрации г.Дубны от 24.10.2014 г. N108ПА-64 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры на 2015 - 2019 гг.".
Имеется лишь указание в рассылке документов на средства массовой информации, без ссылок на то, в какие конкретно средства массовой информации направляются копии принятых нормативных правовых актов.
Письмом прокурора г. Дубны от 19 апреля 2016 г. в адрес руководителя администрации предложено тексты указанных нормативных правовых актов дополнить пунктом следующего содержания: "3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном издании - газете "Вести Дубны".
Разрешая требования прокурора об оспаривании бездействия администрации и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что из вышеприведенных положений в отношении установленного порядка опубликования правовых актов органов местного самоуправления не следует, что в самих текстах нормативных правовых актов обязательно должен быть пункт, предусматривающий их официальное опубликование в средствах массовой информации. В связи с этим возложение такой обязанности на администрацию г. Дубны не соответствует требованиям закона.
При этом судом были отклонены доводы прокурора о том, что при отсутствии в тексте нормативного правового акта указания о необходимости его опубликования может возникнуть ситуация, когда нормативный правовой акт может быть либо вообще не опубликован, либо опубликован не в официальном печатном издании, вследствие чего его нельзя будет признать действующим.
Судом было верно отмечено, что даже при наличии в нормативных правовых актах пункта, предусматривающего их официальное опубликование в средствах массовой информации, не исключена ситуация, что такие нормативные правовые акты не будут опубликованы, в связи с чем не могут признаваться действующими. В то же время при отсутствии такого пункта в нормативном правовом акте, но при надлежащем официальном опубликовании такого правового акта, можно будет прийти к выводу о соблюдении требований в отношении порядка опубликования.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Кроме того, требования прокурора об обязании администрации включать в тексты принимаемых нормативных правовых актов пункт, предусматривающий их опубликование в официальных средствах массовой информации, фактически направлены на обязание администрации совершать определенные действия в будущем, а не на восстановление нарушенных прав и законных интересов.
Между тем, согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дубненского городского суда Московской области от 15 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Дубны Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.