Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Вороновой М.Н.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе Борисова "данные изъяты" на решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 сентября 2016 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 10 мая 2016 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представитедя Борисова Г.Г. - Лещенкова Ф.С., Кораблева Н.А., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Емелиной Ю.С.,
установила:
Борисов Г.Г. оспорил в суде решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) от 10 мая 2016 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты". В обоснование своего нарушенного права ссылался на то, что на основании свидетельства о праве на наследство он является собственником земельной доли площадью "данные изъяты" га, находящейся в общей долевой собственности АО АПФ "данные изъяты" на землях сельскохозяйственного назначения. Указанная земельная доля принадлежала его отцу Борисову Г.Б. (наследодателю) на основании постановления главы администрации Пушкинского района Московской области от 11 августа 1994 г. N 1452, в соответствии с которым его правопредшественнику было выдано свидетельство о праве на землю. На государственную регистрацию был представлен исчерпывающий пакет документов, позволяющий осуществить государственную регистрацию перехода права в порядке наследования.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 21 сентября 2016 г. отказано в удовлетворении административного иска.
Борисов Г.Г. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ЗАО АПФ "данные изъяты" извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направило. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1); к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 данного Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 этой статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе (пункт 1); уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава - исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично (пункт 5).
В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 20 названного Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из материалов дела следует, что Борисов Г.Г., являющийся на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24 февраля 2005 г. собственником земельной доли площадью "данные изъяты" га, находящейся в общей долевой собственности АО АПФ "данные изъяты" Пушкинского района Московской области на землях сельскохозяйственного назначения, 29 марта 2016 г. подал в Управление Росреестра по Московской области заявление о регистрации права собственности на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по указанному выше адресу. К заявлению приложил свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, доверенность и квитанцию об уплате государственной пошлины.
Управление Росреестра по Московской области своим решением от 11 апреля 2016 г. приостановило государственную регистрацию права собственности Борисова Г.Г. на земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м до 10 мая 2016 г., в связи с тем, что в свидетельстве о наследстве указано, что Борисову Г.Б. принадлежит земельная доля площадью "данные изъяты" га, находящаяся в общей долевой собственности АО АПФ "данные изъяты", отсутствует кадастровый номер земельного участка и иные характеристики, позволяющие идентифицировать этот земельный участок как объект недвижимости, обозначенный в свидетельстве о наследстве и в заявлении о государственной регистрации. Каких-либо документов, устанавливающих наличие или возникновение права собственности на данный земельный участок, не представлено.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 10 мая 2016 г. отказано в государственной регистрации права Борисова Г.Г. на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с неустранением недостатков, послуживших причиной для приостановления государственной регистрации права собственности Борисова Г.Г.
В силу пункта 1 статьи 24 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право на земельную долю может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого удостоверяются нотариально или уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого имеется данная земельная доля, и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
Согласно статье 11 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 5).
Из взаимосвязи приведенных выше норм следует, что на государственную регистрацию права собственности на земельную долю, находящуюся в общей долевой собственности, может быть представлена копия протокола общего собрания или выписка из протокола, заверенные должностным лицом органа местного самоуправления.
Суд, признавая законность оспариваемого решения и отсутствие нарушений прав административного истца, исходил из того, что постановлением главы администрации Пушкинского района Московской области от 31марта 1993 г. N 712 зарегистрировано АОЗТ АПФ "данные изъяты" (в настоящее время АО АПФ "данные изъяты") с заявкой на создание указанного АОЗТ. Из выписки данной заявки усматривается, что учредители вносят в уставной земельный фонд земельные паи в равных долях по "данные изъяты" га каждый общей стоимостью "данные изъяты" руб. С учетом имущественных паев вклады учредителей составляют: у Борисова Г.К. (правопредшественника административного истца) - "данные изъяты" имущественного пая, что соответствует "данные изъяты" акции.
Постановлением главы администрации Пушкинского района Московской области от 11 августа 1994 г. N 1452 предписано выдать свидетельства на право коллективно-долевой собственности на землю членам АОЗТ АПФ "данные изъяты" согласно прилагаемому списку, в том числе Борисову Г.К. в размере доли "данные изъяты" (пункт 62).
Борисов Г.Г. подал в Управление Росреестра по Московской области заявление о регистрации права собственности на конкретный земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. Документы, свидетельствующие о выделе земельной доли с соблюдением процедуры, установленной Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также документы, содержащие сведения об исходном земельном участке, из которого производится выдел земельной доли или подлежит регистрации право общей долевой собственности, не были представлены. С требованием о регистрации земельной доли в Управление Росреестра по Московской области не обращался.
Ссылку административного истца на то, что земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м поставлен на кадастровый учет, суд признал несостоятельной, поскольку регистрирующий орган в силу закона обязан проверять соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Суд обоснованно не усмотрел оснований для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на спорный земельный участок.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает, что суд установилвсе имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда. Причин для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 21 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.