Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N3а-501/16 по административному исковому заявлению Мелькумова Сурена Вартановича о признании частично недействующими Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области (в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково от 26 декабря 2014 года N330/77),
УСТАНОВИЛ:
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 31 октября 2006 года N132/26 утверждены Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 26 декабря 2014 года N330/77 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области" утверждены Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области (далее - Правила землепользования и застройки) в новой редакции, в том числе внесены изменения в карту градостроительного зонирования.
Указанное решение от 26 декабря 2014 годаN330/77 опубликовано в официальном издании муниципального образования - еженедельной газете "Наше Красково сегодня" N1 (253), 16 января 2015 года (т. 1 л. д. 166 -173).
В данной редакции Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области действуют в настоящее время.
Мелькумов С.В. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании Правил землепользования и застройки (в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 26 декабря 2014 года N330/77) частично недействующими.
Окончательно уточнив требования административный истец просит признать недействущими со дня принятия Решения Совета от 26 декабря 2014 года N330/77 Правила землепользования и застройки в части отнесения статьей 38 "Карта градостроительного зонирования городского поселения Красково" земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0060301:104 и 50:22:0000000:98168 к зоне "Ж-2. Индивидуальная жилая застройка городского типа".
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что на праве общей долевой собственности с Пыжиковым С.Д. ему принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:22:0060301:104 и 50:22:0000000:98168, расположенные по адресу: Московская область, Люберецкий район, городское поселение Красково, в районе д. Мотяково. Земельные участки относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; имеют вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. До принятия новой редакции Правил землепользования и застройки данные земельные участки находились в зоне "ПК-3. Зона производственно-складских объектов с санитарно-защитной зоной не более 50 м". В новой, оспариваемой, редакции Правил землепользования и застройки земельные участки включены в зону "Ж-2. Зона индивидуальной жилой застройки городского типа", что, по утверждению административного истца, ограничивает использование земельных участков в соответствии с установленным для них целевым назначением, противоречит Генеральному плану городского поселения Красково, нормам Земельного кодекса Российской Федерации - п. 1 ч. 1 ст. 84, ст. 85, главе 16; нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации: ст. 34, 35; п. 5 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.
Представители административных ответчиков: Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и Администрации муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области требования Мелькумова С.В. не признали, ссылались на то, что границы территориальной зоны "Ж-2. Зоны индивидуальной жилой застройки" установлены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ с учетом обеспечения прав и законных интересов смежных землепользователей, планируемых изменений границ земельных участков, а также сохранения окружающей среды.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (Главархитектура Московской области) считала заявленные требования необоснованными. Пояснила, что при принятии оспариваемого Решения Совета депутатов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Красково были учтены несоответствия с документами территориального планирования. Правила землепользования и застройки были приведены в соответствие с Генеральным планом городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов от 25 декабря 2012 года N158/40.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявленных Мелькумовым С.В. требований отказать, суд приходит к следующему.
Правовые основы территориального зонирования земель населенных пунктов установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса и не противоречащих ему других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с п. 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Как установлено п. 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу положений п. 20 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 3 ч. 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлена главой 4 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (ч. 5, ч. 6 статьи 31 ГрК РФ); официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ); проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 статьи 31 ГрК РФ); направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10, ч. 11 статьи 31 ГрК РФ); проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13, ч. 14 статьи 31 ГрК РФ); внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 статьи 31 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, официальном сайте городского округа в сети "Интернет" (ч. 1 - ч. 3 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно статье 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (ч. 1).
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии с ч. 2 указанной статьи являются:
несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с редакцией Устава городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области, действовавшей на период принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, утверждение Правил относилось к полномочиям Совета депутатов данного муниципального образования (п. 20 статьи 11 Устава в редакции от 30 ноября 2011 года).
Законом Московской области от 24 июля 2014 года N106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области", на основании ч. 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 01 января 2015 года полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти.
Из представленных суду материалов установлено, что при принятии Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 26 декабря 2014 года N330/77 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области" соблюден установленный статьями 31-33 ГрК РФ порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Так, постановлением главы муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 04 сентября 2014 года N508 принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области, утвержденные Решением Совета депутатов городского поселения Красково от 31 октября 2006 года N132/26 (в редакции от 27 августа 2014 года N295/67). Управлению архитектуры и градостроительства указано организовать работу по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, представить проект о внесении изменений в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области согласно срокам, предусмотренным в приложении к настоящему постановлению.
Указанное постановление опубликовано в газете "Наше Красково сегодня" N39 (237), 05 сентября 2014 года.
Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение Красково Люберецкого района Московской области от 16 октября 2014 года N622 назначены публичные слушания по рассмотрению проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области. Постановление опубликовано в газете "Наше Красково сегодня" N45 (243), 17 октября 2014 года, N47 (245), 31 октября 2014 года.
Суду представлены протоколы публичных слушаний от 17, 18, 19, 20 ноября 2014 года. По результатам публичных слушаний принято заключение Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании городского поселения Красково от 10 декабря 2014 года, в котором содержатся замечания и предложения по проекту Правил землепользования и застройки.
Оспариваемая Мелькумовым С.В. редакция Правил землепользования и застройки утверждена Решением Совета депутатов от 26 декабря 2014 года N330/77 и официально опубликована в газете "Наше Красково сегодня" N1 (253), 16 января 2015 года (т. 1 л. д. 166 -173).
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что изменения в Правила землепользования и застройки были приняты Советом депутатов городского поселения Красково Люберецкого района Московской области в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным к его ведению, процедура подготовки проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и его утверждения соответствует требованиям закона.
Административным истцом полномочия Совета депутатов по принятию новой редакции Правил землепользования и застройки и порядок принятия новой редакции Правил землепользования и застройки - не оспаривается, что подтверждено представителем Мелькумова С.В. в судебном заседании.
Из представленных суду материалов и пояснений участвующих в деле лиц в судебном заседании установлено, что земельные участки истца образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:22:0060301:0002, относившегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имевшего вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. Постановлением Правительства Московской области от 26 апреля 2007 года N316/16 земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060301:0002, принадлежавший ООО "Косино-Люберцы", был переведен из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л. д. 1, 2).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:22:0060301:104 и 50:22:0000000:98168, относящиеся к той же категории земель и имеющие вид разрешенного использования для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, внесены в государственный реестр недвижимости 24 октября 2013 года, приобретены истцом по договору купли-продажи 22 ноября 2013 года (т. 1 л. д. 151-156).
Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 31 октября 2006 года N132/26 земельный участок истца с кадастровым номером 50:22:0060301:104 находился в зоне "ПК-3. Зона производственно-коммунальных объектов с санитарно-защитной зоной не более 50 метров", а земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:98168 в двух зонах: зоне "ПК-3. Зона производственно-коммунальных объектов с санитарно-защитной зоной не более 50 метров" и зоне "Р-3. Зона рекреационно-ландшафтных территорий" (т. 2 л. д. 213 - 216).
Представитель Администрации городского поселения Красково, возражая против удовлетворения требований Мелькумова С.В., ссылалась на то, что рядом с земельными участками административного истца расположены жилые территории и зоны рекреации, и обоснованно указывала, что по смыслу ч. 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в противоречие с интересами собственников. Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060301:104 расположен в непосредственной близости от территории садоводческого товарищества (ориентировочное расстояние 20 м) и с восточной стороны граничит с земельным участком, предназначенным для садоводства. Земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:98168 расположен в водоохранной зоне и частично в прибрежной защитной полосе (береговой полосе) реки Вьюнка, а также в непосредственной близости от территории садоводческого товарищества. Установление градостроительных регламентов производственной зоны в отношении земельных участков административного истца повлечет за собой нарушение и ограничение прав и законных интересов смежных землепользователей, так как земельные участки и объекты окажутся в санитарно-защитной зоне данных предприятий, что окажет негативное влияние и ухудшение качества земель смежных правообладателей, а также ухудшение состояния окружающей среды и загрязнение водного объекта федерального значения (реки Вьюнка). Кроме того, отсутствует возможность организации подъезда и обеспечение объектами инженерной структуры указанной территории. Организация подъезда большегрузного транспорта к земельным участкам административного истца по территории садоводческого товарищества не представляется возможной. Указывала также, что в соответствии с ч. 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускаются.
В соответствии с ч. 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.
Согласно ч. 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу положений статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Судом установлено, что Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области от 25 декабря 2012 года N158/40 утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области (т. 2 л. д. 131).
Согласно выписке из карты функционального зонирования данного Генерального плана земельные участки административного истца расположены в функциональной зоне "Ж.2.3. Зона реорганизации территории малоэтажной, индивидуальной застройки, садоводческих объединений".
Как указывалось выше, в соответствии с ч.2 статьи 33 ГрК РФ одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является их несоответствие генеральному плану городского поселения.
Таким образом, в данном случае принятие изменений в Правила землепользования и застройки было обусловлено их несоответствием Генеральному плану городского поселения Красково Люберецкого района Московской области.
Изложенные в административном исковом заявлении доводы Мелькумова С.В. о том, что согласно действующему Генеральному плану городского поселения Красково Люберецкого района Московской области территориальная зона, в которой находятся земельные участки истца, отнесена к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, - не соответствуют действительности, противоречат представленным суду доказательствам.
Так, из выписки из Генерального плана городского поселения Красково Люберецкого района Московской области и выкопировки из карты функционального зонирования Генерального плана следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0060301:104 расположен в зоне "Ж.2.3. Зона реорганизации территории малоэтажной, индивидуальной застройки, садоводческих объединений", а земельный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:98168 расположен в двух функциональных зонах: зоне "Ж.2.3. Зона реорганизации территории малоэтажной, индивидуальной застройки, садоводческих объединений" и зоне "Р.3. Рекреационно-ландшафтные территории" (т. 2 л. д. 211, 212).
Утверждение в Правилах землепользования и застройки городского поселения Красково территориальных зон, не соответствующих фактическому виду разрешенного использования земельных участков, не противоречит действующему градостроительному законодательству. ГрК РФ не содержит норм, обязывающих органы власти определять территориальные зоны в соответствии с фактическим использованием земельных участков.
Доводы административного истца о нарушении его прав на использование принадлежащих ему земельных участков в результате изменения территориальной зоны не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Согласно п. 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентов, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Соответствующие положения содержатся в статье 5 Правил землепользования и застройки городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (в действующей редакции).
Несостоятельными являются и доводы административного истца о том, что территориальная зона "Ж-2. Зона индивидуальной жилой застройки городского типа" не может быть установлена на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, которые расположены за границами населенных пунктов, и о том, что в данном случае орган муниципального самоуправления, утвердив Правила землепользования и застройки, в нарушение норм Земельного кодекса РФ. ГрК РФ, Федерального закона N172-ФЗ, принял решение об изменении категории земель принадлежащих истцу земельных участков.
Между тем, согласно приведенным выше положениям ГрК РФ планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории муниципального образования.
Представитель административного ответчика сообщила суду, что реализация Советом депутатов городского поселения Красково своих полномочий по внесению изменений в Правила землепользования и застройки в части спорных земельных участков направлена на перспективное развитие городского поселения, при этом было учтено планируемое изменение границ населенных пунктов.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского поселения Красково Люберецкого района Московской области (в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково от 26 декабря 2014 года N330/77) приняты компетентным органом в установленном законом порядке, в оспариваемой части не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Мелькумова С.В.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Мелькумову Сурену Вартановичу в удовлетворении заявленных требований о признании частично недействующими Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании городском поселении Красково Люберецкого района Московской области (в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение Красково от 26 декабря 2014 года N330/77).
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.