Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Волошина В.М.,
членов президиума Виноградова В.Г., Овчинниковой Л.А., Лаща С.И., Самородова А.А., Соловьева С.В., Мязина А.М.,
при секретаре Агошковой А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску Дашука В А к Министерству социального развития Московской области, Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке наследования,
по кассационной жалобе Дашука ВА на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2016 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения Дашука В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Совпель Т.Ю., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Дашук В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 13 августа 2014 года умерла его мать Дашук О.В., которая являлась инвалидом 1 группы и состояла на учете в Сергиево-Посадском управлении социальной защиты населения. 13 мая 2014 года и 14 июля 2014 года Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения были приняты решения о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме ... рублей. При жизни матери указанная компенсация ей выплачена не была. В установленный законом срок он обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери. 17 февраля 2015 года им получено свидетельство о праве на наследство по закону на указанные денежные средства. Истец обращался к ответчикам за выплатой указанной суммы, однако в выплате компенсации было отказано.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 30 сентября 2015 года исковые требования Дашука В.А. удовлетворены частично. С Министерства социального развития Московской области в пользу истца взыскано ... рублей. В удовлетворении остальных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2016 года решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Дашук В.А. просит отменить судебные постановления.
11 июля 2016 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Вердияна Г.В. от 7 ноября 2016 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии подлежащим отмене.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ определено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу ч. 6 ст. 11 названного Федерального закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ (ч. 8 ст. 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 Федерального закона N 181-ФЗ).
Статьей 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2014 года в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Московской области, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N2423-р, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам были возложены на органы исполнительной власти Московской области.
В рамках исполнения данного Соглашения уполномоченным органом по реализации данной социальной услуги являлось Министерство социальной защиты населения Московской области и его отделы.
14 октября 2014 года между Государственным учреждением - Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования РФ и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N51 о передаче указанных полномочий с 01 января 2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26 декабря 2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26 декабря 2014 года.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка выплаты компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида (либо лица, представляющего его интересы) о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.
Пунктом 6 Порядка установлено, что решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Дашук О В, 1922 года рождения, состояла на учете в социальном регистре Сергиево-Посадского управления социальной поддержки по категории "инвалид 1 группы по общему заболеванию". В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 19 декабря 2014 года ей по состоянию здоровья полагались бесплатные средства технической реабилитации, в том числе подгузники, ходунки шагающие, кресло-качалка с ручным приводом базовая комнатная, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес), противопролежневая подушка гелевая (л.д. 32-33).
Поскольку полагающиеся ей средства технической реабилитации предоставлены не были, то эти средства в феврале-июне 2014 года приобретены ею за собственный счет.
Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения были приняты решения от 13 мая 2014 года и 14 июля 2014 года о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме ... рублей. Однако денежные средства ей выплачены не были в связи с задержкой финансирования.
13 августа 2014 года Дашук О.В. умерла и была снята с учета в связи со смертью.
Наследником по закону к наследству умершей Дашук О.В. является сын Дашук В.А.
17 февраля 2015 года Дашук В.А. получил свидетельство о праве на наследство по закону после смерти матери на указанные денежные средства.
Дашук В.А. обратился в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако в выплате компенсации ему было отказано, по тем основаниям, что с 1 января 2015 года данные полномочия были переданы Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
Дашуку В.А. было предложено обратиться в филиал N 34 Государственного учреждения - Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ, где ему также было отказано в выплате компенсации по тому основанию, что в связи со смертью инвалида основания по выплате компенсации у филиала регионального отделения отсутствуют, и принимать решения о выплате компенсации филиал не вправе. Кроме того, в Фонд социального страхования Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения не были переданы сведения по инвалиду Дашук О.В.
Удовлетворяя заявленные Дашуком В.А. требования, суд первой инстанции исходил из того, что решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации были приняты органами социальной защиты населения в период действия Постановления Правительства Московской области от 20 октября 2010 года N 913/48, в пределах имеющихся полномочий, обязательства по выплате компенсации в установленный срок Министерством социального развития Московской области исполнены не были, в связи с чем реализация данных решений является обязанностью данного ответчика перед наследником Дашук О.В. - Дашук В.А.
При этом суд указал, что сам по себе факт передачи полномочий от одного государственного органа к другому по выплате указанной компенсации не может изменить порядок исполнения обязательств, возникших до передачи таких полномочий.
Отменяя решение суда первой инстанции и, принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции сослался на то, что компенсационные выплаты за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации инвалида не входят в состав наследства согласно ст. 1112 ГК РФ, поскольку неразрывно связанны с личностью наследодателя.
С таким выводом судебной коллегии согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании п. 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Из анализа ст. 1183 ГК РФ следует, что наследники имеют право на получение соответствующих сумм, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.
Получение (выплата) причитающихся инвалиду сумм компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права инвалида на получение такой компенсации.
Выплате компенсации предшествует обращение инвалида с соответствующим заявлением, а также принятие уполномоченным органом решения о предоставлении компенсации в определенном размере, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.
Принятие данного решения о предоставлении компенсации уполномоченным органом влечет его обязанность выплатить конкретному лицу компенсацию в определенном размере.
В случае смерти инвалида наследники не могут требовать признания за наследодателем права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, что является личным субъективным правом инвалида как субъекта правоотношений по социальному обеспечению конкретного вида, однако, если при жизни лица, имеющего право на получение компенсации, уполномоченным органом было принято решение о ее выплате, то есть право на получение компенсации инвалидом уже признано уполномоченным органом, то данные суммы компенсации подлежат включению в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, отказывая в иске, судебная коллегия не учла, что воля Дашук О.В. на получение указанных компенсационных выплат в установленном порядке была реализована, решениями компетентного органа - Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения ее права конвертированы и выражались суммой ... рублей, но по не зависящим от нее обстоятельствам выплаты не получены. Следовательно, в силу правил ст. 1183 ГК РФ, правопреемники получателя начисленной, но не выплаченной компенсации, имеют право на получение соответствующих сумм в порядке наследования.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии принято с нарушениями норм материального права, которые являются существенными и непреодолимыми, повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя кассационной жалобы.
Поэтому в силу ст. 387 ГПК РФ судебное постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 января 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.М.Волошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.