Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н, рассмотрев 22 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е, административное дело по жалобе на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2016 года в отношении
АО "Главное управление обустройства войск", ИНН 7703702341, ОГРН 1097746390224, юридический адрес: Москва, Комсомольский пр., дом 18, строение N 3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2016 года АО "Главное управления обустройства войск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Защитник АО "Главное управления обустройства войск" - Жураковский А.Н. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 24 февраля 2016 года в части назначенного наказания, снижении размера административного штрафа до 200 000 рублей.
В обосновании жалобы указал, что Обществом не выполнялись какие-либо работы на памятниках архитектуры, вред им не причинялся, наоборот, действия заявителя были направлены на выполнение государственного оборонного заказа - по реконструкции зданий военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, следовательно вреда объекту культурного наследия АО "Главное управления обустройства войск" не причинило.
В связи с тем, что единственным учредителем АО "ГУОВ" является Российская Федерация, Общество иной коммерческой деятельностью, кроме как исполнение государственного заказа в сфере строительства жилья для военнослужащих не занимается, назначенный судьей районного суда штраф в размере 500 000 рублей приведет к уменьшению финансирования строительства жилья для военнослужащих.
Законный представитель АО "Главное управления обустройства войск" - генеральный директор Иванов Т.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии, в присутствии защитника АО "Главное управления обустройства войск" - Лиукконен В.А.
Защитник АО "Главное управления обустройства войск" - Лиукконен В.А.в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник сектора Комитета по государственному контролю, исполнению и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга С1 возражала против удовлетворения жалобы, указала, что считает постановление судьи районного суда законным и обоснованным. Пояснила, что АО "Главное управления обустройства войск" проводились работы в границах объекта культурного наследия, без согласования с КГИОП. В связи с тем, что Общество является генеральным подрядчиком, оно обязано было осуществить контроль за подрядчиком в части исполнения ими действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.
На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу пункта 3 части 1 указанной статьи на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Частями 1, 2 статьи 31 Закона N 73-З установлено, что до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, проводится историко-культурная экспертиза, которая оплачивается заказчиком работ, подлежащих такой экспертизе.
В соответствии со статьей 36 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, следующих требований:
- изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы, по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия проводятся при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия;
- строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия;
- изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить их целостность и сохранность, должны быть незамедлительно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
При этом заказчик обязан иметь проект проведения этих работ, включающий раздел об обеспечении сохранность объекта культурного наследия, получить положительное заключение экспертизы проектной документации, а также оплатить проведения указанных работ и экспертизы (статьи 52.1, 34.1; пункты 1, 2 статьи 31 и пункты 2, 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ)
Как следует из материалов дела и установлено судьей, в соответствии с распоряжением КГИОП N 10-161 от 17.04.2015 года по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литеры А, Б, В, Д, И, Л, М, расположен объект культурного наследия регионального значения "Обуховская больница" (далее - Объект).
План границ Объекта утвержден КГИОП 17.04.2015 года, предмет охраны определен распоряжением от 21.04.2015 года N 10-167 и включает композиционного - пространственную и планировочную структуру территории комплекса, сочетание солитеров с открытыми пространствами, дорогами, площадками.
В ходе мероприятия по контролю за состоянием объекта уполномоченными должностными лицами КГИОП на основании задания от 27.08.2015 года N 7/3522 при визуальном осмотре от 27.08.2015 года установлено, что в западной части рассматриваемого объекта культурного наследия в границах его территории в отсутствии согласования КГИОП ведутся работы по реконструкции зданий, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литеры К, о. У данных зданий организована строительная площадка, огороженная временным ограждением, в границах которого установлены бытовые помещения, осуществляется стоянка строительной техники, складирование строительных материалов. Здание по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литера К, состоит из двух корпусов, примыкающих друг к другу боковыми фасадами, 1 корпус - 4-этажный, 2 корпус - 1-этажный. В 4-этажном корпусе отсутствует чистовая отделка, оконные и дверные заполнения. В 1-этажном корпусе выполнен демонтаж крыши здания с разборкой верхней части кирпичной кладки стен; отсутствуют перегородки и отделка помещений; выполнена заливка ж/б пояса стен по внешнему периметру здания, установлены металлические балки перекрытия и новые кирпичные перегородки. По визуальному осмотру здания высотная отметка корпусов здания не изменилась. Здание по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литера О, имеет два этажа - выполнена частичная переборка стен, отсутствуют оконные и дверные заполнения, отделка помещения, крыша здания.
Указанные работы ведутся в отсутствие согласования КГИОП проектной документации, нарушают установленный законном порядок использования территории объекта, причиняют объекту вред, создают угрозу причинения объекту иных негативных воздействий.
Согласно пункту 3.3.1 государственного контракта в его стоимость входит стоимость разработки градостроительной документации. Согласно пунктам 8.2.5, 8.2.7, 8.2.8, 8.2.9, 8.2.25, 8.2.37, 8.2.43, 8.2.44, 8.2.45, 9.1, 9.2, 17.3. государственного контракта АО "Главное управления обустройства войск" обязано разработать градостроительную и проектную документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, выполнять работы по проектированию в соответствии с действующими нормами, правилами и инструкциями, вести авторский надзор на объекте и в случае отступления от проектной документации давать указания по их устранению, обеспечить выполнение на строительной площадке мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, нести ответственность за неисполнение имил ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками, заключившими с ним договоры, предоставить заказчику и в компетентные органы все необходимые документы, оформить разрешение на ведение работ и нести ответственность перед органами надзора за нарушение правил и порядка ведения работ, как со стороны генподрядчика, так и со стороны субподрядчиков, нести ответственность за просрочку получения разрешения.
Согласно подпунктам 1.11, 1.12, 4.1, 6.1 пункта 23.2 государственного контракта АО "Главное управления обустройства войск" знало о годе постройки реконструируемого здания, необходимости получения согласований КГИОП для производства работ.
Указанные обстоятельства подтверждаются письмом пользователя объекта - Военно-Медицинской академии им. С.М. Кирова от 29.09.2015 года N 17/170.
Таким образом, АО "Главное управления обустройства войск" было известно о необходимости соблюдения им требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия при использовании объекта, в том числе при производстве строительных и иных работ на его территории, но данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, что указывает на наличие вины данной организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и виновность АО "Главное управления обустройства войск" в его совершении подтверждены помимо протокола об административном правонарушении N 228-2015 от 06.11.2015 года, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия; актом ведущего специалиста отдела ЛА и ГТС КГИОП с фототаблицей; письмом N 17/170 Военно-медицинской академии; распоряжением о включении выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с приложениями; распоряжение об определении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Обуховская больница" с приложением; техническим паспортом дома 47, литера О на Загородном пр. в Санкт-Петербурге; техническим паспортом на часть нежилого строение в составе помещений 1-Н - 4-Н в доме 47, литера К на Загородном пр. в Санкт-Петербурге; государственным контрактом N ДС-49/СМ от 22.10.2014 года, заключенным между Министерством обороны Российской Федерации и АО "Главное управления обустройства войск" с приложениями; актом приема-передачи строительной площадки для реализации государственных контрактов в границах военного городка N 49 по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47 с приложениями; свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литера О; свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литера К; приказом о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование; договором безвозмездного срочного пользования земельным участком, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47; передаточным актом к договору безвозмездного срочного пользования; договором на полный комплекс работ по объекту : "Здания инвентарный N 4 (учебное здание), N 16 (виварий) военного городка N 49", расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Загородный пр., дом 47, литеры К, О с приложениями.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Ленинского районного суда все имеющиеся в деле доказательства были исследованы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности АО "Главное управления обустройства войск" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Действия АО "Главное управления обустройства войск" правильно квалифицированы судом по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы назначенное АО "Главное управления обустройства войск" административное наказание соответствует принципам законности, справедливости и определено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ. При назначении наказания судом был учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, влияние назначенного наказания на исправление правонарушителя, в связи с чем наказание было назначено в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
При вынесении наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что совершенное АО "Главное управления обустройства войск" административное правонарушение обладает повышенной общественной опасностью в силу своего характера и распространенности.
С учетом наличия отягчающего обстоятельства по делу - привлечение АО "Главное управления обустройства войск" к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения 04.06.2015 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что достижение целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ, в том числе предупреждения совершения новых правонарушений, возможно посредством назначения Обществу административного наказания в размере, превышающим минимальный размер наказания, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Оснований не согласиться с указанным выводом не имеется.
Суд не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление суда первой инстанции является законными и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 февраля 2016 года, вынесенное в отношении АО "Главное управления обустройства войск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника АО "Главное управления обустройства войск" Жураковского А.Н. - без удовлетворения.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.