Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 ноября 2016 г. по делу N 12-1956/2016
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Васильевой А.С., с участием переводчика с арабского языка Хамадеха Р.Ф., рассмотрев 17 ноября 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2016 года в отношении
АББАСА А, "дата" года рождения, уроженца "адрес" Сирийской Арабской Республики, лица без гражданства;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2016 года Аббас А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда за пределы РФ.
Вина Аббас А. установлена в нарушении иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившемся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а именно:
27 октября 2016 года около 10 часов 50 минут в ОИК УВМ ГУ МВД России по СПб и ЛО по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.78, при проверке был выявлен лицо без гражданства Аббас А ... По имеющимся сведениям Аббас А. приехал в РФ 19.01.2015 года через КПП "Внуково" в соответствии с визой, действующей в период с 15.01.2015 г. по 14.04.2015 г., по истечении срока действия визы, установленного ст.5 Федерального закона N-115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г., территорию РФ не покинул, чем нарушил режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, то есть уклонился с 15.04.2015 г. от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, находясь в городе федерального значения - Санкт-Петербурге.
Защитник Аббас А. адвокат Серов Ю.Д. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением материального и процессуального права. В обоснование жалобы защитник указал, что наказание в виде административного выдворения было назначено судом без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу, поскольку не учтено нахождение привлекаемого к административной ответственности лица в процедуре определения статуса временного убежища на территории РФ. В ходе производства по делу была проигнорирована невозможность фактического выдворения в Сирию, опасность в стране в связи с военными действиями, в том числе в городе, откуда Аббас А. родом, в связи с чем, постановление судьи существенным образом нарушает нормы международного права: ст.ст.19, 15 ч.4, 17 ч.1, 38 Конституции РФ, ст.ст.3, Европейской Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ст.ст. 2, 3 Конвенции "против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания", а также процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ. На основании вышеуказанных норм международного права дополнительное наказание в виде административного выдворения исключается, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
В ходе рассмотрения жалобы Аббас А., его защитники адвокаты Серов Ю.Д. и Цейтлина О.П. поддержали изложенные в ней доводы, представили письмо и позицию Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в отношении иностранного гражданина, дополнив, что в ходе производства по делу указывалось об опасной ситуации и войне в Сирии. Аббас А. является просителем убежища, для чего явился в отдел по вопросам беженцев, откуда был направлен без письменного отказа в отдел миграционного контроля, где в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении. Кроме того, Аббас А., как молодой человек, в случае исполнения наказания, подвергается особой опасности, так как может быть призван в армию в районах, контролируемых ИГИЛ. В судебной практике лицам без гражданства дополнительное наказание не назначается. По месту регистрации последнего в Сирии проходят военные действия, что подтверждается заключением УВКБ. Аббас А. в Российской Федерации намерен начать процедуру оформления временного убежища и официально трудоустроиться, поскольку имеет высшее образование.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, считаю постановление судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы представленные по нему доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, и обоснованно установлено, что Аббас А. нарушил режим пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, установленного ст.5 Федерального закона N-115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г., образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1-1 ст.18.8 КоАП РФ, и совершено в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в связи с чем действия последнего правильно квалифицированы по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Санкция части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу ст.3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. и т.д.).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
Как усматривается из ответа УВКБ ООН в виде заключения от 11 ноября 2016 года по делу лица без гражданства Аббаса А., в нем обращается внимание на то, что в Сирийской Арабской Республике, откуда он прибыл, ситуация в сфере безопасности остается сложной из-за продолжающихся боевых действий, а также по причине гуманитарных проблем, социально-экономическая ситуация в стране является крайне тяжелой. Часть регионов страны все еще находится под контролем ИГИЛ, и гуманитарного доступа в эти районы нет, бои продолжаются, в том числе в "адрес". По-прежнему продолжает поступать информация о том, что стороны конфликта совершают военные преступления и грубые нарушения прав человека, в том числе деяния, равносильные преступлениям против человечности, пользуясь полной безнаказанностью. УВКБ ООН характеризует бегство гражданских лиц из Сирии как перемещение беженцев, требующих предоставления международной защиты.
При таких обстоятельствах, административное выдворение за пределы Российской Федерации, влекущее пятилетнее ограничение права на въезд в Российскую Федерацию, является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни Аббаса А. и несоразмерно целям административного наказания.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга подлежит изменению в части исключения из него указания на назначение дополнительного наказания.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2016 г. по делу об административном правонарушении в отношении Аббас А. изменить, назначив ему по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Судья Широкова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.