Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 29 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Давыдовой М.Е., административное дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Инженерная геология исторических территорий" (далее - ООО "ИГИТ"), ИНН 7728640136, ОГРН 1077762934765, юридический адрес: Московская область, Звенигород, ул. Почтовая, дом 8,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года ООО "ИГИТ" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.13, ст. 7.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Законный представитель ООО "ИГИТ" - генеральный директор Кувшинников В.М. обратился с жалобой в Санкт-Петербургский городской суд об отмене постановления судьи районного суда от 01 июля 2016 года в части признании ООО "ИГИТ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, оставлении без изменения - в части признания виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, снижении назначенного административного наказания.
В обосновании жалобы указал, что постановление судьи районного суда принято без учета положений ст. 24.1, ст. 26.1 КоАП РФ, поскольку доказательствами по делу подтверждается исключительно вина ООО "ИГИТ" в проведении научно-исследовательский и изыскательских работ по сохранению объекта культурного наследия без соответствующего разрешения. Данное правонарушение в полной мере охватывается ст. 7.14 КоАП РФ.
При этом ссылка на нарушение п.п. 8 п. 2 ст. 33 Федерального закона является ошибочной, так как указанная норма предусматривает согласование уже изготовленной проектной документации, необходимой для непосредственного проведения самих работ строителями и реставраторами, и осуществляется органами охраны уже после проведения научно-исследовательских работ, которыми занималось ООО "ИГИТ".
Довод о нарушении ООО "ИГИТ" ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ также является несостоятельным, поскольку разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия имелось у генерального подрядчика - ФГУП " " ... "".
Законный представитель ООО "ИГИТ" - генеральный директор Кувшинников В.М. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направил, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствии, в присутствии защитника ООО "ИГИТ" - Осипова А.В.
Защитник ООО "ИГИТ" - Осипов А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля консультант Управления Министерства культуры Российской Федерации по северо-Западном федеральному округу С1 возражал против удовлетворения жалобы, указал, что считает постановление судьи районного суда законным и обоснованным. Пояснил, что проводимые ООО "ИГИТ" проектно-изыскательские работы без разрешения могли повлечь разрушение объекта культурного наследия, в связи с чем ООО "ИГИТ" было привлечено к административной ответственности так же и по ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю, что постановление судьи районного суда от 01 июля 2016 года подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 28/16-ГКН от 16.05.2016 года, составленному консультантом отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства Культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) С1, в адрес Управления поступило поручение Врио директора Департамента государственной охраны культурного наследия М. от 24.12.2015 года N 5837-12-06 (вх. от 28.12.2015 года N 1-60-1496/15-0-0) с информацией об осуществлении проведения научно-исследовательских и изыскательских работ в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: казенная плата, 1540-е годы, вторая половина XVI века" и "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: ограда с тремя башнями и Водяными воротами, XVII век, 1843-1857 годы, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (далее - Объекты), расположенных по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
По результатам рассмотрения представленных сведений было выявлено, что в Департамент государственной охраны культурного наследия поступило заявление ФГУП "ЦНРПМ" о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению Объектов и выявлен факт проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на Объектах (посредством шурфов) ООО "ИГИТ".
По результатам рассмотрения Департаментом государственной охраны культурного наследия проектной документации выявлено отсутствие у ООО "ИГИТ" разрешения на научно-исследовательские и изыскательские работы.
Управление письмом от 29.12.2015 года N 1-60-1496/15-0-2 направило в адрес ООО "ИГИТ" определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.12.2015 года N 56/15-КАО. В рамках данного административного расследования Управлением был направлен Директору ФГБУК " " ... "" Ш. запрос о предоставлении информации о выполнении ООО "ИГИТ" работ, а также договоров (контрактов). Письмом от 14.01.2016 года N 8 Директор ФГБУК " " ... "" Ш. представил имеющуюся информацию.
На ООО "ИГИТ" были возложены обязанности, невыполнение которых привело к нарушению ООО "ИГИТ" требований по сохранению, использованию и государственной охране Памятника, установленных в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Место совершения правонарушения: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово. Дата совершения правонарушения - 07.07.2015 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 29/16-ГКН от 16.05.2016 года, составленному консультантом отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства Культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) С1, в адрес Управления поступило поручение Врио директора Департамента государственной охраны культурного наследия М. от 24.12.2015 года N 5837-12-06 (вх. от 28.12.2015 года N 1-60-1496/15-0-0) с информацией об осуществлении проведения научно-исследовательских и изыскательских работ в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: казенная плата, 1540-е годы, вторая половина XVI века" и "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: ограда с тремя башнями и Водяными воротами, XVII век, 1843-1857 годы, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (далее - Объекты), расположенных по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
По результатам рассмотрения представленных сведений было выявлено, что в Департамент государственной охраны культурного наследия поступило заявление ФГУП "ЦНРПМ" о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению Объектов и выявлен факт проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на Объектах (посредством шурфов) ООО "ИГИТ".
Управление письмом от 29.12.2015 года N 1-60-1496/15-0-2 направило в адрес ООО "ИГИТ" определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.12.2015 года N 56/15-КАО. В рамках данного административного расследования Управлением был направлен Директору ФГБУК " " ... "" Ш. запрос о предоставлении информации о выполнении ООО "ИГИТ" работ, а также договоров (контрактов). Письмом от 14.01.2016 года N 8 Директор ФГБУК " " ... "" Ш. представил имеющуюся информацию.
По результатам рассмотрения Департаментом государственной охраны культурного наследия проектной документации выявлено отсутствие у ООО "ИГИТ" разрешения на научно-исследовательские и изыскательские работы. Из чего следует, что ООО "ИГИТ" нарушены требования п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ, проведение работ на Памятнике без наличия необходимой разрешительной документации.
Таким образом, ООО "ИГИТ" совершено административное правонарушение, выраженное в несоблюдении требований порядка проведения работ на Объектах, о чем свидетельствует факт проведения работ на Объектах без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.14 КоАП РФ.
Место совершения правонарушения: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово. Дата совершения правонарушения - 07.07.2015 года.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Как следует из части 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно части 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела, судьей районного суда установлено, что 07.07.2015 года ООО "ИГИТ" осуществило работы на объекте культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: ограда с тремя башнями и Водяными воротами, XVII век, 1843-1857 годы, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, в том числе, осуществило научно-исследовательские и изыскательские работы при отсутствии разрешения на проведение данных работ: выполнены проходки шуфров, отобраны пробы грунта под подошвой фундамента для определения физико-механических характеристик грунтов основания фундаментов.
Факт, что ООО "ИГИТ" на объекте культурного наследия по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, выполнены проходки шуфров, отобраны пробы грунта под подошвой фундамента для определения физико-механических характеристик грунтов основания фундаментов при отсутствии разрешения на проведение данных работ подтверждены помимо протокола об административном правонарушении N 29/16-ГКН от 16.05.2016 года, иными исследованными в судебном заседании материалами дела, совокупность, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Октябрьского районного суда все имеющиеся в деле доказательства были исследованы, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности ООО "ИГИТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
Действия ООО "ИГИТ" правильно квалифицированы судом по ст. 7.14 КоАП РФ.
Вместе с тем, нахожу ошибочным вывод судьи, о том, что ООО "ИГИТ" совершило административное правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность лиц наступает при нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны совершенные в отношении объектов культурного наследия включенного в Список всемирного наследия Юнеско.
В данном случае действия ООО "ИГИТ" подлежит по ст. 7.14 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за организацию и проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, поскольку на ООО "ИГИТ" не возложены обязанности по сохранению, использованию и государственной охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV-XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века: ограда с тремя башнями и Водяными воротами, XVII век, 1843-1857 годы, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных по адресу: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.
Состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ в действиях ООО "ИГИТ" отсутствует.
Указание в постановлении судьи Октябрьского районного суда Санкт- Петербурга от 01 июля 2016 года о признании ООО "ИГИТ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, подлежит исключению.
Административное наказание ООО "ИГИТ" подлежит назначению в соответствии с санкцией ст. 7.14 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Судья районного суда при назначении наказания ООО "ИГИТ" применил положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку действиями ООО "ИГИТ" ущерба объекту культурного наследия не причинено, актами историко-культурной экспертизы разработанная проектная документация признана соответствующей требованиям закона, приняты во внимание положительные отзывы о деятельности общества, его имущественное и финансовое положении.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным при назначении ООО "ИГИТ" наказания по ст. 7.14 КоАП РФ, применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2016 года, по делу об административном правонарушении, в отношении ООО "Инженерная геология исторических территорий" изменить, исключить указание на признании ООО "ИГИТ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, назначить административное наказание по ст. 7.14 КоАП РФ, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО "ИГИТ" - удовлетворить.
Судья Ю.Н. Русанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.