Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Шибановой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 7 декабря 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики
на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 9 сентября 2016 года, которым постановленоследующее.
Исковые требования У. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения У. ссылавшегося на необоснованность жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
истец - У. обратился в суд с иском к ответчику - Министерству образования и науки Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законом порядке включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Считает, что имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ответчика - Министерство образования и науки УР предоставить благоустроенное применительно к условиям г.Ижевска жилое помещение из специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики на условиях договора найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома или квартиры не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м на территории г.Ижевска.
В судебное заседание истец - У. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судом норм материального права. Указывает, что в связи с изменением законодательства, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, по заявлению таких лиц в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма). Истец - У. в ДД.ММ.ГГГГ включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым ему должно быть предоставлено жилое помещение. Законом не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. Предоставление истцу жилого помещения во внеочередном порядке повлечет нарушение прав других лиц указанной категории, состоящих в указанном списке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его одинокая мать - У. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Истец жилых помещений в собственности не имеет.
У. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты площадью 15,6 кв.м, вспомогательного помещения площадью 1 кв.м, в квартире, состоящей из 13 комнат, расположенного по адресу: "адрес", N В качестве членов семьи нанимателя в указанное жилое помещение вселены его сестры: В. и Е. Все указанные лица зарегистрированы и проживают по данному адресу.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Удмуртской Республики включило У. в Республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
В ДД.ММ.ГГГГ году У. закончил обучение в АОУ НПО УР "Профессиональное училище N6" (г.Ижевск). В настоящее время истец состоит в трудовых отношениях с АО "Концерн "Калашников" (г.Ижевск).
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N 8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", верно установив фактические обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования и науки Удмуртской Республики, которое, в силу ст.1 Закона Удмуртской Республики является органом государственной власти УР, уполномоченным по вопросам обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, и возложил обязанность по обеспечению истца жильем на данного ответчика.
Удовлетворяя исковые требования У. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, суд исходил из того, что У. имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право его не реализовано, жилое помещение ответчик в добровольном порядке не предоставил, в связи с чем У. подлежит обеспечению жильем на основании решения суда.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, поскольку в соответствии со ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года (в ред. от 2 июля 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей на дату обращения за предоставлением жилого помещения, на 2 июля 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме таких лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Материалами дела установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилых помещений не имеет, является нанимателем жилого помещения, при этом общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в установленном законом порядке обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, включен в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, однако соответствующее решение об обеспечении его жильем не принято, жилое помещение У. не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что У. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м, но не более 36 кв.м. Поскольку У. постоянно проживает в г.Ижевске, он имеет право на получение жилого помещения в г.Ижевске.
Доводы апелляционной жалобы ответчика Министерства образования и науки УР о том, что предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда УР истцу вне зависимости от его очереди в списке повлечет нарушение прав других лиц, а также, что Законом Удмуртской Республики не установлен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, являются несостоятельными.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка.
По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с правильным применением норм материального права и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального закона и не могут явиться основаниями для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 9 сентября 2016 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки УР оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Копия верна.
Председательствующий судья: Солоняк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.