Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Полушкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Т.
с участием: представителя административного истца ООО "Алькор" - Б.Н.В., (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком на один год, без права передоверия; диплом о высшем образовании N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ, по специальности юриспруденция); З.С.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N, сроком на один год, без права передоверия; диплом о высшем образовании N, регистрационный N от ДД.ММ.ГГГГ, по специальности юриспруденция),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Алькор" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алькор" (далее по тексту ООО "Алькор") обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания цеха по переработки мяса птицы и для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" в размере - 23 612 000,00 рублей, указывая в обоснование своих требований на определение независимого оценщика рыночной стоимости данного земельного участка в указанном размере. Земельный участок находится в аренде у административного истца в связи с чем, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливой арендной платы за землю.
В судебном заседании представитель административного истца Б.Н.В., З.С.Ю. поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства Удмуртской Республики; Управления Росреестра по Удмуртской Республики;_ ФГБУ "ФКП Росреестра"; Администрации г. Ижевск уведомлены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования ООО "Алькор", подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд Удмуртской Республики рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума N28 от 30 июня 2015 года Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, определенные Постановлением N 531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с настоящим заявлением ООО "Алькор" обратилось 21 сентября 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В судебном заседании установлено, что ООО "Алькор" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается договором аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ "О продлении и внесении изменений в договор аренды земли". Поскольку по истечении срока действия договора административный истец продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со сторона Администрации г. Ижевска, договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 48 763 230 рублей 24 копейки. Расчет арендной платы по договору производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.11.2015 года N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, и с тех пор качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.
ООО "Алькор" ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Удмуртской Республике N от ДД.ММ.ГГГГ отклонено заявление ООО "Алькор" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: УР, "адрес".
Согласно отчету по определению рыночной стоимости земельного участка ООО "Перспектива" N от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенного административным истцом к административному исковому заявлению, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания цеха по переработки мяса птицы и для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 23 612 000 рублей.
В случае, когда административные ответчики или заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявленных требований, они обязаны доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы (часть 1 статьи 62 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 КАС РФ, если возникли сомнения в обоснованности Отчёта об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца. Представителем правительства УР заявлено ходатайство о назначении экспертизы, но в последующем оно было отозвано. Каких-либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представлено.
Так как завышение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендных платежей, то суд признает, что размер кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости обоснованы и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, а также принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом N 221-ФЗ возложено на ФГБУ "ФКП Росреестра" как на орган кадастрового учета.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, а именно с момента вступления судебного постановления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-179, 247-249, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Алькор" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить на основании заявления от 21 сентября 2016 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания цеха по переработки мяса птицы и для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", в размере - 23 612 000,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2016 года.
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.