Судья Верховного суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 12 декабря 2016 года дело по жалобе начальника ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" на решение судьи Увинского районного суда Удмуртской Республики от 14 ноября 2016 года, которым постановление начальника ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального образования "Увинское" отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
постановлением начальника ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования "Увинское" (далее Администрация МО "Увинское") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ в связи с выявленными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ недостатками в содержании улиц в ночное время в п.Ува УР.
По жалобе Администрации МО "Увинское" судьей постановленоуказанное выше решение.
В жалобе на решение судьи должностное лицо, назначившее административное наказание - начальник ОГИБДД ММО МВД России "Увинский", просит решение отменить в связи с наличием в деянии Администрации МО "Увинское" всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
Выслушав защитника Администрации МО "Увинское" Слесарева А.И., должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Иванкова А.Ю., изучив доводы жалобы, и проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п.п. 4.6.1-4.6.3 ГОСТ Р 50597-93. "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 11 октября 1993 года N221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ госинспектор ДНО ГИБДД ММО МВД России "Увинский" Майшев О.В. вынес Определение N о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица - Администрации МО "Увинское" в связи с нарушением требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в безопасном для движения состоянии. Копия Определения направлена Администрации МО "Увинское" почтой.
Представитель Администрации МО "Увинское" извещением от ДД.ММ.ГГГГ приглашался к 14 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении.
Согласно предписания юридическому лицу - Администрации МО "Увинское" в целях устранения нарушений ГОСТ Р 50597-93, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в ходе повседневного надзора, предлагалось организовать выполнение следующих мероприятий: устранить выявленные недостатки, а именно обеспечить включение уличного освещения на улицах "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 п.4.6.1.: включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк и п.4.6.3: доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Информацию о ходе выполнения предписания необходимо было представить к 11-00 час. ДД.ММ.ГГГГ в ОГИБДД ММО МВД России "Увинский".
В актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных ДД.ММ.ГГГГ и 05.08.2016 года майором полиции Волковым А.Р., указано, что выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: в нарушение ГОСТа отсутствует уличное освещение в темное время суток на "адрес".
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ (определением от ДД.ММ.ГГГГ дата составления протокола изменена с " ДД.ММ.ГГГГ" на " ДД.ММ.ГГГГ") об административном правонарушении, составленным государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД ММО МВД России "Увинский", юридическое лицо - Администрация МО "Увинское", являясь ответственным лицом за состояние дорог в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, находясь по адресу: "адрес", не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улиц и дорог, когда пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения, как пешеходов, так и водителей транспортных средств в вечернее и ночное время. Так, ДД.ММ.ГГГГ в 22 час.50 мин., в 23 час. 05 мин. инспекторами ДПС ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" в ходе проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в "адрес", выявлены недостатки в содержании улиц в ночное время, а именно выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-93 п.4.6.1. "Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк". Образованию указанного недостатка способствовало отсутствие требуемых мер со стороны администрации МО "Увинское", что является нарушением требований раздела 3 Государственного стандарта РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. N221, а также положений статей 3,12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", статьями 12,15,17 ФЗ от 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и пункта 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", тем самым допустил нарушение правил содержания дорог в безопасном для движения состоянии. Выявленные недостатки не обеспечивают безопасных условий движения как пешеходов, так и транспортных средств, что свидетельствует о непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения, отдельных участках дорог в случае, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Факт наличия указанного недостатка подтверждается актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на указанных улицах от ДД.ММ.ГГГГ, составленных инспекторами ДПС ОГИБДД ММО МВД России "Увинский".
Постановлением N о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, составленным начальником отдела ГИБДД ММО МВД России "Увинский" юридическое лицо - Администрация МО "Увинское" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. Основанием привлечения юридического лица к административной ответственности послужили обстоятельства, указанные в протоколе N.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N13 от 24.03.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Обжалуемым постановлением Администрации МО "Увинское" вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в 22 час.50 мин., в 23 час. 05 мин. инспекторами ДПС ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" в ходе проверки содержания дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения в "адрес", выявлены недостатки в содержании улиц в ночное время, а именно выявлены нарушения ГОСТ Р 50597-93 п.4.6.1. "Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10лк".
В приложенных актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указано, что выявлены следующие недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: в нарушение ГОСТа отсутствует уличное освещение в темное время суток. В то же время в актах не отражено, на каких конкретно участках улиц допущены вышеперечисленные нарушения, в каком объеме.
Нет таких сведений и в протоколе об административном правонарушении. В протоколе кроме указания наименования двух улиц - "адрес" - также отсутствуют сведения о том, в каких именно участках отсутствовало уличное освещение, какой протяженностью, отсутствовало оно полностью или частично.
При этом, защитник Администрации МО "Увинское" полное отключение освещения отрицает.
Таким образом, в обжалуемом постановлении не изложены конкретные обстоятельства события административного правонарушения.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, образует несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог только в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В материалах же дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, вменяемом Администрации МО "Увинское", отсутствуют сведения об уровне естественного освещения и доказательства того, что отсутствие уличного освещения ДД.ММ.ГГГГ на "адрес" каким-либо образом угрожало безопасности дорожного движения, поскольку естественное освещение было уже ниже, чем установлено ГОСТом.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации муниципального образования "Увинское" данный вопрос не исследовался, материалы дела об административном правонарушении сведений о том, не принятие каких мер Администрацией привело к не соблюдению правил и норм не содержат.
В то же самое время, в соответствии с соглашением N между Администрацией МО "Увинское" и Администрацией МО "Увинский район" о передаче осуществления части полномочий по вопросам местного значения района от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация района передает, а Администрация поселения принимает часть полномочий по вопросу местного значения района: 1.2.1 - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ: полномочия по содержанию автомобильных дорог на территории поселения, за исключением школьных маршрутов, в соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012г. N402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Согласно представленного Администрацией МО "Увинское" контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на поставку электрической энергии, ОАО "Энергосбыт Плюс", с одной стороны, и Администрация МО "Увинское" (потребитель) в лице главы МО Слесарева А.И., действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили вышеуказанный контракт, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ Актом сверки взаимных расчетов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Энергосбыт Плюс" и Администрация МО "Увинское" по договору N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается отсутствие задолженности Администрации МО "Увинское" за потребляемую энергию.
Согласно договора аренды электросетевого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией МО "Увинский район" УР (арендодатель) и ООО "Умуртская управляющая компания" (арендатор), договор аренды заключен сроком на 49 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на аренду электросетевого имущества, находящегося в муниципальной собственности Увинского района УР.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
На основании вышеизложенного, судья районного суда сделал выводы, что для назначения административного наказания Администрации МО "Увинское" не имелось достаточно доказательств, как, не было и доказательств наличия вины юридического лица в совершении правонарушения, чем нарушено действующее административное законодательство, поскольку согласно п.2 части первой ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения.
Также судьёй районного суда обоснованно приняты во внимание доводы Администрации МО "Увинское" о том, что Администрация свои обязанности по оплате поставки электрической энергии по контракту с ОАО "Энергосбыт Плюс" исполняла в полном объеме, а по факту отсутствия уличного освещения в адрес ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" Администрацией было направлено письмо с просьбой о включении уличного освещения, что свидетельствует о принятии Администрацией зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства.
С данными выводами не согласиться возможности не имею, они сделаны на полном и всестороннем изучении материалов административного дела в соответствии с правильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы должностного лица, указанные в жалобе, исследовались судьей районного суда при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения судьи, при производстве по делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Увинского районного суда УР от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ММО МВД России "Увинский" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.