Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М.Насретдиновой,
судей А.Р.Гаянова, Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Л.Р.Маметовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан на решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 4 октября 2016 года, которым удовлетворено заявление Л.А.Мандрыки и постановлено:включить в специальный стаж Л.А. Мандрыки период обучения с 01 сентября 1991 года по 05 июля 1995 года в Актюбинском педагогическом институте.
Обязать УПФР в РТ по Кировскому району г.Казани назначить Л.А.Мандрыке пенсию с 02 ноября 2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Л.А.Мандрыки, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А.Мандрыка обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кировскому району г.Казани Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указывается, что решением ответчика от 16 ноября 2015 года в назначении страховой пенсии ей было отказано. В специальный стаж не включены периоды ее обучения в Актюбинском педагогическом институте с 01 сентября 1991 года по 05 июля 1995 года время.
Не соглашаясь с таким решением, истица просила суд включить в специальный стаж вышеуказанный период, признать за ней право на досрочную пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях дошкольного образования для детей, обязав ответчика назначить ей пенсию с 02 ноября 2015 года.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ответчик, не согласившись с решением суда, ставит вопрос об его отмене по мотиву противоречия действующему пенсионному законодательству. При этом указывается, что положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу 1 октября 1993 года. В связи с тем, что периодом учебы можно считать только полный цикл обучения, правовые основания для включения в специальный стаж истицы периоды учебы отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истца просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, сведений об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем, судебной коллегией дело рассмотрено без их участия.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
На момент поступления истца в учебное заведение действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", в силу статьи 58 которого вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам регулировало Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривающее в качестве условия включения в стаж педагогической деятельности времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на эту пенсию.
Постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
По делу установлено, что решением от 16 ноября 2015 года N 733034/15 УПФ России в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан по мотиву отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности отклонил заявление истицы, поданное 2 ноября 2015 года, о назначении досрочной трудовой пенсии.
При этом, не зачел в специальный стаж, в том числе период обучения в Актюбинском педагогическом институте с 01 сентября 1991 года по 05 июля 1995 года время на том основании, что в указанный период действовало Постановление СМ СССР N1397 от 17.12.1959 года, регулирующее пенсионные права граждан, действие которого ограничено датой 01.10.1993 года, а конец учебы приходится на период, когда указанное Постановление прекратило свое действие.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции ссылался на позицию Конституционного суд РФ изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Между тем, судом первой инстанции оставлены без внимания следующие обстоятельства.
Действительно, согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Следовательно, для расчета стажа истицы, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.
Как было указано выше, условия, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, соблюдены.
В то же время, поскольку указанное Положение утратило силу с 01 октября 1993 года, правовые основания для включения в специальный стаж истца периода учебы с указанной даты по день окончания учебного заведения у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с этим в указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью стаж ее работы с учетом включенного в специальный стаж спорного периода с 01 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 года составляет менее 25 лет, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска и о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 199, 328 и пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 4 октября 2016 года по данному делу в части включения в специальный стаж Л.АМандрыки период обучения с 01 октября 1993 года по 05 июля 1995 года в Актюбинском педагогическом институте и возложении обязанности на УПФР в РТ по Кировскому району г.Казани назначить Л.А.Мандрыке пенсию с 02 ноября 2015 года отменить, постановив в указанной части новое решение в отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.