Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Салиховой Г.В. - Газизовой А.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года, которым в удовлетворении иска Салиховой Г.В. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салихова Г.В. обратилась к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны (далее по тексту - Исполком) с иском о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности принять на такой учет.
В обоснование требований указано, что истица с 05 марта 2005 года проживает в однокомнатной квартире общей площадью 28,6 кв. м, расположенной по адресу: "адрес". Данная квартира принадлежала ей на праве собственности на основании договора купли-продажи (свидетельство о государственной регистрации права от 30 декабря 2004 года).
22 февраля 2007 года истица продала указанную квартиру своему сыну ФИО1, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке. В настоящее время Салихова Г.В. проживает в данной квартире на основании договора найма жилого помещения от 07 марта 2007 года.
Салихова Г.В. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет права на льготы, предусмотренные статьёй 21 Федерального закона
"О ветеранах".
В феврале 2016 года истица обратилась в Исполком с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Администрация Комсомольского района Исполкома г. Набережные Челны письмом от 24 апреля 2016 года исх. N ... ответила отказом, так как обеспеченность общей площадью на одного человека составляет 28,6 кв. м, что больше нормы постановки на учет.
Отказ ответчика в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она считает незаконным, так как у истицы отсутствует жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности либо занимаемое ею по договору социального найма. Квартира "адрес", в котором Салихова Г.В. зарегистрирована и проживает, принадлежит на праве собственности сыну ФИО1 с
07 марта 2007 года. Истица членом его семьи не является, поскольку проживает отдельно в вышеуказанной однокомнатной квартире, а сын со своей семьей в составе пяти человек проживает отдельно по другому адресу. С семьей сына общего хозяйства истица не ведет. Таким образом, сын ФИО1 не является членом её семьи по вышеуказанным основаниям.
В суде первой инстанции Салихова Г.В., её представитель исковые требования поддержали.
Представитель Исполкома иск не признал.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Салиховой Г.В. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции. Указывает, что истица в собственности жилого помещение не имеет, как и полученного по договору социального найма; не является членом семьи своего сына, поскольку совместное хозяйство с ним не ведется.
Салихова Г.В., представитель Исполкома в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от
12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 07 мая 2008 года N 714 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от
12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Законодатель не ставит обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, а содержится в жилищном законодательстве. Соответственно, необходимым условием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Указ Президента Российской Федерации N 714 не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Согласно решению Горсовета муниципального образования г. Набережные Челны от 10 марта 2006 года N 9/7 с учётом изменений, внесённых решением Горсовета муниципального образования г. Набережные Челны от 25 декабря 2007 года N 28/1, учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере не более 15 кв. м общей площади жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Салихова Г.В. является вдовой умершего участником Великой Отечественной войны.
Салихова Г.В. с 05 марта 2005 года по настоящее время состоит на регистрационном учёте и проживает в квартире общей площадью 28,6 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей её сыну ФИО1 на праве собственности с
07 марта 2007 года по договору купли-продажи квартиры.
Ранее эта квартира принадлежала на праве собственности истице.
16 февраля 2016 года Салихова Г.В. обратилась в Исполком с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Письмом главы администрации Комсомольского района Исполкома
г. Набережные Челны от 24 апреля 2016 года N ... истице отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью 28,6 кв. м по адресу "адрес" и имеет обеспеченность общей жилой площадью более учётной нормы.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами материального права, пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для принятия Салиховой Г.В. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из справки с места жительства от 09 сентября 2016 года, Салихова Г.В. зарегистрирована в квартире "адрес" в качестве члена семьи собственника.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех занимаемых жилых помещений.
Согласно справке с места жительства от 21 декабря 2015 года в квартире общей площадью 65,4 кв. м по адресу: "адрес" зарегистрированы ФИО1 в качестве собственника, его жена ФИО2 дочери ФИО3, ФИО4 и несовершеннолетний внук ФИО5.
Таким образом, исходя из суммарной общей площади всех занимаемых жилых помещений, на каждого члена семьи приходится (65,4 кв. м + 28,6 кв. м / 6) 15,67 кв. м, что более учётной нормы.
При этом факт регистрации ФИО6, "дата" рождения, в качестве племянника в квартире "адрес" обоснованно не принят во внимание, поскольку данное обстоятельство имело место после отказа Администрации Комсомольского района Исполкома г. Набережные Челны в принятии истицы на учёт, а также после подачи ею настоящего искового заявления.
При таких обстоятельствах отказ Администрации Комсомольского района Исполкома г. Набережные Челны в принятии Салиховой Г.В. на учёт нуждающихся в жилом помещении, ввиду её обеспеченности общей площадью жилого помещения более учётной нормы, является соответствующим закону.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не является членом семьи своего сына ФИО1, не могут быть приняты во внимание, поскольку как указано выше истица вселена в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника, состоит на регистрационном учете по данному адресу.
Согласно абзацу 4 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.
Согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи, а ч. 1 ст. 35 ЖК РФ предусмотрено право собственника требовать по суду выселения гражданина в случае прекращения у него права пользования жилым помещением.
Ссылки истицы на отсутствие ведения общего хозяйства и общего бюджета с собственником жилого помещения, с учетом приведенных выше обстоятельств дела, не могут служить основанием для признания
Салиховой Г.В. нуждающейся в жилом помещении.
Другие доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию Салиховой Г.В., изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 сентября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Салиховой Г.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.