Судья Московского городского суда Аванесова Г.А., изучив кассационную жалобу Пронина Д.Ю., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 16 августа 2016 г., на решение Перовского районного суда города Москвы от 26 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2016 г. по гражданскому делу по иску Пронина Д*** Ю*** к ПАО "Сбербанк России" о защите прав потребителя,
установил:
Пронин Д.Ю. обратился в суд с иском к ПАО "Сбербанк России" о защите прав потребителей, просил обязать ПАО "Сбербанк России" вернуть незаконно списанные с банковского счета истца денежные средства в размере ***руб., взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ с 26 октября 2015 г. по день вынесения решения суда; компенсацию морального вреда в размере ***руб.; штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя; расходы по оплате юридической помощи в размере ***руб.
Решением Перовского районного суда города Москвы от 26 января 2016 г. постановлено: исковые требования Пронина Дениса Юрьевича к ОАО "Сбербанк России" о защите прав потребителя, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2016 г. решение Перовского районного суда города Москвы от 26 января 2016 г. оставлено без изменения.
Прониным Д.Ю. подана кассационная жалоба на решение Перовского районного суда города Москвы от 26 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2016 г., в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 381 ГПК РФ судьи изучают кассационные жалобы по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
По запросу судьи Московского городского суда от 06 сентября 2016 г. гражданское дело истребовано из Перовского районного суда г. Москвы для проверки по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы, представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
2) о передаче кассационной жалобы, представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, указанных в ст. 387 ГПК РФ, по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам истребованного гражданского дела, не имеется.
Судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что Пронин Д.Ю. с ***2007 г. является клиентом ОАО "Сбербанк России" и держателем карты MasterCard Standard.
Согласно текста заявления, Пронин Д.Ю. ознакомлен с условиями использования банковских карт, памяткой держателя и тарифами ОАО "Сбербанк России", согласен с ними и обязался их выполнять, что подтверждается подписью клиента под п. 4.5 указанного заявления.
По счету N *** (MasterCard Standard), открытому в Московском банке ПАО Сбербанк, на имя Пронина Д.Ю. была выдана карта ***.
23 января 2015 г. истец разместил денежные средства в дополнительном офисе Московского банка ПАО Сбербанк на банковский вклад "Управляй ОнЛ@йн 6м.-1 г.", по которому был открыт счет N ***.
Согласно п.п. 11.1, 11.4 Клиенту предоставляется возможность проведения банковских операций через удаленные каналы обслуживания, в частности систему "Сбербанк ОнЛ@йн".
Основанием для предоставления услуг проведения банковских операций в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" является подключение клиента к системе "Сбербанк ОнЛ@йн" путем получения идентификатора пользователя и постоянного пароля, в том числе, и самостоятельно, через удаленную регистрацию на сайте Банка через Контактный Центр Банка. Указанные услуги предоставляются при условии положительной идентификации и аутентификации клиента на основании идентификатора пользователя и постоянного пароля.
В соответствии с п. 11.8 Условий договора клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовые пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются банком и клиентом равнозначными документу на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.
Указанные документы являются основанием для проведения Банком операций и могут подтверждать факт заключения, исполнения, расторжения договоров и совершения иных действий (сделок). Сделки, заключенные путем передачи в Банк распоряжений Клиента, подтвержденных с применением средств идентификации и аутентификации клиента, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку.
Клиент соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения им операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе банка, подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию клиента на совершение операции в такой системе.
Клиент соглашается с получением услуг посредством системы "Сбербанк ОнЛ@йн" через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски (п. 11.9 Условий).
При этом, Банк не несет ответственность (п. 11.10 Условий) за убытки, понесенные Клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.
В соответствии с п. 11.5 Условий, подключение держателя к услуге "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется при условии наличия у держателя действующей карты, подключенной к услуге "Мобильный банк".
Предоставление услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" осуществляется только в случае успешной идентификации и аутентификации клиента (п. 11.6 Условий).
Согласно п. 10.10 Условий подключение клиента к услуге "Мобильный банк" по картам осуществляется: в подразделении Банка на основании Заявления на подключение к услуге "Мобильный банк" установленной Банком формы, подписанного собственноручной подписью клиента или аналогом собственноручной подписи клиента.
Прониным Д.Ю. на основании заявления дано поручение ПАО "Сбербанк России" на подключение карты ***к услуге "Мобильный банк" с указанием номера мобильного телефона ***, что подтверждается выпиской из системы "МБанк".
Без положительной аутентификации (введение постоянного пароля и/или одноразовых паролей) и идентификации (соответствие Идентификатора Пользователя, введенного Клиентом в систему "Сбербанк ОнЛ@йн", Идентификатору Пользователя, присвоенному Клиенту и содержащемуся в базе данных Банка) Клиента осуществление каких-либо операций с использованием системы "Сбербанк ОнЛ@йн" невозможно.
***2014 г. в 12 час. 15 мин. через УС (терминал) N ***, с использованием карты и вводом ПИН-кода получены Идентификатор пользователя и постоянный пароль, дающие возможность подключения к системе "Сбербанк ОнЛ@йн", что подтверждается чеками банкомата.
При этом, вход в систему "Сбербанк ОнЛ@йн" возможен через интернет-браузер или мобильное приложение "Сбербанк ОнЛ@йн", которое устанавливается на мобильное устройство.
Для регистрации в приложении системы "Сбербанк ОнЛ@йн" были использованы реквизиты карты N ***, а также смс-пароль, направленный на номер мобильного телефона ***.
Необходимость подтверждения операции Одноразовым паролем и тип Одноразового пароля для подтверждения операции определяет Банк и доводит данную информацию в системе "Сбербанк ОнЛ@йн" при совершении операции (п. 11.7 Условий). В соответствии с руководством пользователя системы "Сбербанк ОнЛ@йн" операции совершенные в Мобильном приложении, не требуют дополнительного подтверждения одноразовым паролем. После оправки запроса на перевод средств, для подтверждения перевода система "Сбербанк ОнЛ@йн" выводит на экран Приложения реквизиты операции и предлагает пользователю внимательно проверить реквизиты платежа и, при отсутствии расхождений, подтвердить платеж, нажав кнопку "Подтвердить".
Держатель соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения клиентом операции является протокол проведения операций в автоматизированной системе Банка, подтверждающий корректную идентификацию и аутентификацию Держателя и совершение операции в такой системе.
***2015 г. в 15 час. 58 мин. с использованием идентификатора, постоянного пароля был осуществлен вход в систему "Сбербанк ОнЛ@йн", о чем клиенту было направлено смс - сообщение на номер телефона, который подключен к услуге "Мобильный банк", и даны Банку распоряжения о проведении операции по перечислению денежных средств.
Во исполнение п. 11.7 Условий дополнительной аутентификации клиента регистрация в приложении и вход подтвержден одноразовым смс-паролем, направленным истцу на номер мобильного телефона, подключенному к системе "Мобильный банк", ***в 15 час. 53 мин. содержанием: "Регистрация в приложении Сбербанк Онлайн для Android. Внимание! Не сообщайте пароль регистрации никому, даже сотрудникам банка: зная пароль, злоумышленник может получить доступ к вашим деньгам. Пароль регистрации: ***". После чего, в систему "Сбербанк ОнЛ@йн" были совершены переводы средств с счета вклада "Управляй ОнЛ@йн" N ***, принадлежащего Пронину Д.Ю., на счет карты N ***, принадлежащей также Пронину Д.Ю. Для подтверждения перевода между своими счетами подтверждать шаблон введением одноразовых паролей не требуется.
Согласно п. 2.14 Условий, держатель карты обязан не сообщать ПИН, постоянный пароль и контрольную информацию, не передавать карту (ее реквизиты) для совершения операций другими лицами, предпринимать необходимые меры предотвращения утраты, повреждения, хищения карты, нести ответственность по операциям, совершенным с использованием ПИН-кода (п. 2.14 Условий).
Кроме того, п. 8.1 Условий предусмотрено, что Банк не несет ответственности в случае если информация о карте, ПИНе, контрольной информации Клиента, Идентификаторе пользователя, логине, паролях системы "Сбербанк ОнЛ@йн" станет известной иным лицам в результате недобросовестного выполнения клиентом условий их хранения и использования.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные операции с денежными средствами Пронина Д.Ю. были произведены ответчиком после получения положительной аутентификации и идентификации клиента, в связи с чем у ответчика ПАО "Сбербанк России" отсутствовали основания к отказу в проведении заявленных переводов, поскольку банк не в праве определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по его усмотрению.
С выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении, согласилась судебная коллегия.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Существенных нарушений норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для передачи кассационной жалобы с гражданским делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. ст. 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Пронина Д.Ю. на решение Перовского районного суда города Москвы от 26 января 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2016 г. по гражданскому делу по иску Пронина Д.Ю. к ПАО "Сбербанк России" о защите прав потребителя, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда |
Г.А. Аванесова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.