Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу М. Е.А., поступившую в суд кассационной инстанции 30 сентября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2016 года по делу по иску М.Е.А. о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и содержащих такие сведения документов в государственный кадастр недвижимости,
установил:
М. Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения N _ от 23.07.2013 г. филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об отказе во внесении сведений и документов, содержащих эти сведения, о ранее учтенном объекте недвижимости с условным номером_, площадью 125,6 кв.м., по адресу: г.Москва, ул.Н., д.16 в государственный кадастр недвижимости, ссылаясь на то, что ею были представлены все необходимые документы для проведения кадастрового учета, однако во внесении сведений и документов, содержащих эти сведения, ей незаконно отказано.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 17 апреля 2014 г. заявление М.Е.А. удовлетворено, указанным решением постановлено:
признать незаконным решение N _от 23.07.2013 г. филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об отказе во внесении сведений и документов, содержащих эти сведения, о ранее учтенном объекте недвижимости с условным номером _площадью 125,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Н., д.16 в государственный кадастр недвижимости,
обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве внести в государственный кадастр недвижимости сведения и документы, содержащие эти сведения, о ранее учтенном объекте недвижимости с условным номером_, площадью 125,6 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Н., д.16 в государственный кадастр недвижимости в объеме сведений, указанных в техническом плане здания N 1 от 27.06.2013 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2016 г. решение суда отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении требований М. Е.А. отказано.
В кассационной жалобе М. Е.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, считая его незаконным и необоснованным.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при принятии судебного постановления, состоявшегося по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Как установлено судом, 28.06.2013 г. М. Е.А. обратилась в филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Москве с заявлением о постановке на кадастровый учет здания, площадью 125,6 кв.м., который является ранее учтенным объектом недвижимости.
К заявлению был приложен технический план здания, площадью 125 кв.м., в приложении к которому были включены Распоряжение Префекта СВАО г. Москвы от 03.10.2006 г. N.., Распоряжение Префекта СВАО г. Москвы от 26.04.2007 г. N _ о вводе в эксплуатацию объекта недвижимости: одноэтажного жилого дома с мансардой, общей площадью 125,6 кв. м. вместе с актом приемки.
23.07.2013 г. филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве было принято решение N_об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта капитального строительства по адресу: г. Москва, ул.Н., д. 16 по заявлению N_от 28.06.2013 г. по основанию: технический план не соответствует требованиям статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по форме, в части использования кадастровым инженером документов для внесения в технический план сведений об объекте капитального строительства.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований М. Е.А., поскольку исходил из того, что филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Москве при проведении действий по заявлению о кадастровом учете здания, площадью 125,6 кв.м. обязан был учитывать сведения, содержащиеся в ЕГРП, подтверждающие наличие зарегистрированного за М. Е.А. права собственности на объект недвижимости, площадью 125,6 кв.м. как ранее учтенного объекта недвижимости, кроме того, суд учел, что в ситуационном плане Мосгор БТИ (ТБТИ СВАО), изготовленном по результатам обследования спорного объекта в 2007 и 2011 годах, с учетом изменений после ввода объекта в эксплуатацию, спорный объект отображен в виде обособленного контура, в связи с чем суд признал оспариваемое заявителем решение об отказе в постановке на учет здания, площадью 125,6 кв.м., незаконным.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда постановлено с нарушением норм процессуального права, поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле всех собственников спорного жилого дома, тогда как принятым решением затрагиваются их права и интересы, в связи с чем пришел к выводу об отмене решения суда, перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Рассматривая заявление М. Е.А. по существу, судебная коллегия привлекла к участию в деле в качестве третьих лиц собственников помещений в жилом доме по адресу: г.Москва, ул. Н., д.16, С.К.М., Т.А.А., З.Н.М., С.С.С.
При рассмотрении дела по существу, суд апелляционной инстанции указал, что согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона о кадастре, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Согласно п. 3 ст. 1 указанного Закона, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу п.п. 3 п. 1 ст. 22 вышеназванного Закона, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно положениям ст. 41 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
Технический план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Графическая часть технического плана помещения представляет собой план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения.
Местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура такого здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.
Местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
В текстовой части технического плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Технический план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего данный план.
Форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о законности решения органа кадастрового учета об отказе заявителю во внесении сведений о ранее учтенном объекте в ГКН, поскольку технический план, представленный с заявлением на кадастровый учет, не соответствовал требованиям статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", по форме, в части использования кадастровым инженером документов для внесения в технический план сведений об объекте капитального строительства.
При этом судебная коллегия приняла во внимание, что в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся следующие актуальные сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами..:
- здание с кадастровым номером.., площадью 125,6 кв.м.,
количество этажей - 2, год ввода в эксплуатацию - 2006, сведения о правообладателе (собственность) - М. Е.А., ранее присвоенный условный номер..;
- здание с кадастровым номером.., площадью 230,2 кв.м., количество этажей - 2, год ввода в эксплуатацию - 1940,
и входящие в его состав помещения:
- квартира N 1 с кадастровым номером_, площадью 111, 3 кв.м., расположенная на 1 этаже и мансарде. Сведения поступили из ГУП МосгорБТИ на дату инвентаризации 03.05.2011 г.,
- квартира N 2 с кадастровым номером_, площадью 118, 9 кв.м., расположенная на 1, 2 этажах. Сведения поступили из ГУП МосгорБТИ на дату инвентаризации 29.04.2009 г.,
- жилое помещение N 2 (этаж 1: квартира 2 - комната 3) с кадастровым номером_, площадью 20,9 кв.м., сведения о правообладателе (собственность) - С.С.С. Сведения об объекте внесены в соответствии с заявлением от 29.12.2014 г. N _о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
- жилое помещение (этаж 1: квартира 2 - комнаты 1, 1а, 2, 2а, б, этаж 2: квартира 2 - комната 8) с кадастровым номером_, площадью 66,4 кв.м., сведения о правообладателе (собственник) - З.Н.М. Сведения об объекте внесены в соответствии с заявлением от 12.11.2014 г. N _о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
- жилое помещение (этаж 1: квартира 2 ком. 4, 4а, 46, 5, а, этаж 2: квартира 2 ком. 6, 6а, 7 ) с кадастровым номером_, площадью 46,8 кв.м., сведения о правообладателе (собственник) - Т.А.А. Сведения об объекте внесены на основании акта о включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно отзыву ФГБУ "ФКП Росреестра", согласно координатам характерных точек границ, сведения о которых содержатся в ГКН, здание с кадастровым номером _накладывается на здание с кадастровым номером...
Указанное наложение возникло после внесения в ГКН сведений на основании решения Бутырского районного суда г. Москвы от 17.04.2014 г.
До момента внесения в ГКН сведений о здании с кадастровым номером.., в ГКН содержались сведения о здании с кадастровым номером ..и входящих в его состав помещениях с кадастровыми номерами... Сведения о помещениях с кадастровыми номерами _отсутствовали.
Судебная коллегия указала, что виды жилых помещений определены частями 1, 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната).
Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47).
В соответствии с ч. 5 ст. 1, ст. 7 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет осуществляется в отношении в том числе зданий (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), помещений (жилое помещение, нежилое помещение).
Сведения о виде жилого помещения (комната, квартира) вносятся в ГКН, и объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме (пункт 17 части 2 статьи 7 Закона о кадастре).
Для жилых помещений, расположенных в жилых домах, Законом о кадастре не предусмотрено указание таких дополнительных сведений, как "вид" такого жилого помещения.
В связи с изложенным, судебная коллегия указала, что постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы М. Е.А. о том, что судебная коллегия необоснованно привлекла к участию в третьих лиц, поскольку мировым соглашением, утвержденным определением Бутырского районного суда г. Москвы в 2005 году, режим общей долевой собственности дома по адресу: г. Москва, ул. Н., д.16, прекращен, в результате чего образовались самостоятельные объекты недвижимости с наименованием "часть жилого дома", не могут быть приняты во внимание, поскольку жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Н., д.16, является многоквартирным, имеющим помимо М. Е.А. нескольких собственников, права и законные интересы которых затрагивает вынесенное по делу решение, в связи с чем судебная коллегия, с учетом требований ст. 43 ГПК РФ, правомерно привлекла их к участию в деле в качестве третьих лиц.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что требования третьих лиц направлены на легализацию самовольной постройки, не могут быть признаны состоятельными, поскольку С. К.М., Т. А.А., З.Н.М., С.С.С. привлечены судебной коллегией к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Доводы жалобы о том, что спорный объект недвижимости не является многоквартирным, должен быть учтен как отдельный объект недвижимости, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства, кроме того, данные доводы получили надлежащую правовую оценку в апелляционном определении.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
определил:
отказать М. Е.А. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 марта 2016 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.