Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу * Н.Ю., направленную посредством почтовой связи 20 октября 2016 года, и поступившую в суд кассационной инстанции 31 октября 2016 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2016 года по делу по иску * Н.Ю. к Федеральной службе исполнения наказания о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет,
установил:
* Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, ссылаясь на то, что она, как сотрудник УФСИН России по Республике Марий Эл с выслугой лет в календарном исчислении более 13 лет, имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем, 25 ноября 2013 года обратилась в Управление ФСИН России по Республике Марий Эл с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ею была получена выписка из протокола N 4 заседания комиссии ФСИН России от 19 февраля 2015 года, согласно которой ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью жилым помещением по норме предоставления. Между тем, она зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем ее матери, иных помещений на праве собственности у неё нет. В этой связи истец просила суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 19 февраля 2015 года (выписка из протокола N 4) об отказе в принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований * * к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2016 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Судом установлено, что * Н.Ю., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСИН России (19 февраля 2015 года) её заявления о принятии на учет, была зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 34,4 кв.м., расположенным по адресу: Республика *, г. *, ул. *, д. *, кв. *, собственником которого является её мать - * Л.А.
* Н.Ю. в отношении вышеуказанного жилого помещения была представлена на заседание комиссии ФСИН России выписка по расчетам начисления жилищно-коммунальных услуг и поквартирная карточка, согласно которой, в указанном жилом помещении постоянно зарегистрирован один человек - истец * Н.Ю., в связи с чем, комиссия пришла к выводу об обеспеченности * Н.Ю. жилым помещением по норме предоставления, что и послужило основанием для отказа ей в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
19 февраля 2015 года документы истца были рассмотрены на заседании комиссии ФСИН России, и принято решение об отказе в постановке на учет на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального Закона РФ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.п. "з" п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", ст. ст. 5, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе * Н.Ю. в удовлетворении исковых требований на том основании, что * Н.Ю. обеспечена жилым помещением по норме предоставления - 15 кв.м., выписка из ЕГРП на имеющиеся объекты недвижимого имущества истцом в комиссию предоставлена не была, в связи с чем отказ ответчика в принятии истца на учет для получения единовременной выплаты является правомерным.
Апелляционная инстанция с указанными выводами суда согласилась, сославшись при этом на п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", и указав, что мать истца - * Л.А. на момент подачи * Н.Ю. заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и рассмотрения данного заявления комиссией ФСИН России, была зарегистрирована в другом жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности.
Выражая несогласие с вынесенными по делу судебными постановлениями, заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что квартира, в которой проживает истец, принадлежит на праве собственности её матери, и была предоставлена истцу во владение и пользование на основании договора найма жилого помещения от 01 января 2012 года, заключенного между * Н.Ю. и её матерью, и, кроме того, суд оставил без внимания факт раздельного проживания истца и её матери, и не установил правой статус истца на момент её регистрации в спорном жилом помещении по отношению к его собственнику.
Однако приведенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку являлись предметом тщательной проверки судебной коллегии, которая правомерно и мотивировано их отклонила, отразив свои выводы в апелляционном определении.
Что касается ссылки заявителя на то, что собственник квартиры - мать истца проживает отдельно от неё, то указанное обстоятельство само по себе не опровергает факт вселения собственником * Л.А. в жилое помещение в качестве члена семьи Соловьеву Н.Ю., учитывая, что гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Кроме того, из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В кассационной жалобе не приведено доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемых судебных постановлений, оснований считать выводы судов ошибочными не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, тогда как, право исследования и оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, подробно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
Оспариваемые заявителем судебные постановления являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорные правоотношения.
С учётом изложенного, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы * Н.Ю. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 03 декабря 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 июня 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.