Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.,
судей Артюховой Г.М., Лебедевой И.Е.,
при секретаре Илюткиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Юдаева С.В. по доверенности Волчкова И.И. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Юдаева С.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий и решения незаконными и обязании поставить в очередь на получение единовременной социальной выплаты - отказать,
установила:
Юдаев С.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие УФСИН России по г. Москве, выразившееся в несвоевременном рассмотрении и направлении документов заявителя в комиссию ФСИН России, в невыполнении функции по проверке представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *г. (протокол N *) в части отказа Юдаеву С.В. в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать комиссию ФСИН России поставить Юдаева С.В. в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с сохранением очередности с *года.
В обоснование своих требований истец указывал на то, что истцом были представлены все необходимые документы, однако решением комиссии ФСИН России истцу отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со стороны УФСИН РФ по г. Москве допущено нарушение срока и порядка, установленного Приказом ФСИН России от 29.08.2013 г. N 496, проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, проведена не была.
Представитель истца по доверенности Волчков И.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Сабельников А.Н. в судебном заседании с иском не согласился, полагая решение Комиссии законным и обоснованным, принятым в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369.
Представитель ответчика УФСИН России по г.Москве по доверенности Куц А.С. в судебном заседании с иском не согласился, по доводам, изложенным представителем ответчика ФСИН России.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Юдаева С.В. по доверенности Волчков И.И. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии истец Юдаев С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя УФСИН России по г. Москве, ФСИН России по доверенности Сабельникова А.Н., представителя ответчика ФСИН России по доверенности Павлова А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Постановлением Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 года утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно ч. 1 указанных Правил, Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно ч. * Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
В соответствии с пунктом 5 части 11 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно пункту 7 части 11 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Юдаев С.В. - подполковник внутренней службы, заместитель начальника следственного изолятора - начальник отдела охраны ФКУ СИЗО - 6 УФСИН России по г.Москве обратился с рапортом в территориальную подкомиссию о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения *г.
Рапорт подан на состав семьи 3-х человек: заявитель Юдаев С.В., супруга Юдаева (Ахимонова) Н.В. * года рождения и дочь Юдаева С.С. * года рождения.
Решением подкомиссии УФСИН России по г. Москве от *г. постановлено ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о принятии на учет Юдаева С.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от *г. (выписка из протокола N*), Юдаеву С.В. отказано в постановке на учет. Согласно указанной выписке из протокола, комиссией установлено, что заявителем не представлены документы, подтверждающие факт совместного проживания Юдаева С.В. с членами его семьи.
Решение об отказе принято комиссией в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.* Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что истец, обратившись с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных платежей, не представил комиссии на рассмотрение жилищные документы в полном объеме документы за последние 5 лет, предшествующих подаче заявления о предоставлении единой социальной выплаты. Поскольку основания для предоставления такой выплаты и условия, исключающие такую выплату, предусмотрены ч. 3 и ч.8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации", предоставление Единой социальной выплаты не является безусловным, а потому отсутствие у комиссии полных документальных данных, подтверждающих факт совместного проживания Юдаева С.В. с членами его семьи, свидетельствует об отсутствии у комиссии объективной возможности оценить жилищные условия и действия истца и членов его семьи по изменению своих жилищных условий с точки зрения положений ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации", соответственно, решение комиссии об отказе в постановке на учет соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы представителя истца о том, что факт совместного проживания заявителя со своей супругой подтвержден представленным свидетельством о заключении брака, поскольку оно со всей очевидностью указанный факт не подтверждает.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконными действий УФСИН России по г. Москве, выразившегося в несвоевременном рассмотрении и направлении документов заявителя в комиссию ФСИН России, так как они не повлияли на вынесение оспариваемого решения комиссии.
Поскольку судом не признано незаконным решение комиссии УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принимая во внимание, что в виду отсутствия полного объема сведений, необходимых для принятия решения, комиссия не рассматривала на существу заявление Юдаева С.В., а суд не может подменять собой орган, на который возложена обязанность по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд обоснованно посчитал, что подлежат отклонению производные требования об обязании комиссии поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязании произвести выплату, заявленные в качестве правовых последствий признания решения комиссии незаконным, что по делу не установлено.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд верно учел пояснения ответчика о том, что Юдаев С.В. не лишен возможности обращения в комиссию УФСИН России по г. Москве по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вновь с приложением предусмотренных пунктом 5 Правил соответствующих документов.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они сделаны на основании исследования доказательств в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с мотивами, по которым суд пришел к данным выводам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Нарушение норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.