Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.,
и судей Карпушкиной Е.И., Бузуновой Г.Н.,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Чубаровой Н.В. дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по г.Москве на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к Главному управлению МЧС России по городу Москвы к удовлетворить частично.
Обязать Главное управление МЧС России по городу Москвы выплатить фио компенсацию за наем жилого помещения в размере сумма.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В удовлетворении исковых требований фио к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", 21 пожарно-спасательному отряду Федеральной противопожарной службы по г. Москве отказать,
установила:
фио обратился в суд с иском к Федеральному казенному Управлению "Управление капитального строительства МЧС России", Федеральному казенному Управлению "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по г. Москве об обязании выплатить компенсацию за наем жилья в размере сумма и признании решения комиссии незаконным.
Истец фио в судебное заседание первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков Федеральное казенное Управление "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по г. Москве фио в судебное заседание первой инстанции явился, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель ответчика Федеральное казенное Управление "Управление капитального строительства МЧС России" в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Главное Управление МЧС России по г.Москве по доводам апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции представители ФКУ "Управления Капитального строительства МЧС России", ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не явились, извещены о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио - фио, представителя ответчика ГУ МЧС России по г.Москве - фио, представителя ответчика Жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Москве - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в соответствии с подп. 3, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ по следующим основаниям.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 7 Жилищного кодекса РФ, Законом N 29 "Об обеспечении права жителей на жилые помещения" от 14.06.2006 г., постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 г. N 204 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах", Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N217.
Как установлено судом первой инстанции, фио проходит службу в должности водителя 1 пожарно-спасательной части 21 пожарно-спасательного отряда ФПС по г.Москве.
В связи с тем, что фио не имеет жилого помещения специализированного жилищного фонда, он вынужден снимать квартиру у фио, расположенную по адресу: адрес, размер ежемесячной платы за наем составляет сумма.
В период прохождения службы фио компенсация за наём (поднаём) жилого помещения не выплачивалась.
20 января 2015 г. фио обратился в ФКУ "Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" с заявлением о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений сотрудником ФПС.
27 января 2015 г. комиссия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" отказала истцу в выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, поскольку истец и члены его семьи (супруга и двое малолетних детей) не состоят на учете сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Удовлетворяя частично исковые требования фио, суд первой инстанции исходил из наличия у Жилищной комиссии ГУ МЧС России по г.Москве обязанности по выплате истцу компенсации за наем жилого помещения за 2014 год, а ввиду отсутствия доказательств со стороны ответчика таковых выплат, пришел к выводу о взыскании данной компенсации в судебном порядке.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 27 января 2015 года об отказе в выплате фио денежной компенсации за найм жилого помещения сотрудников МЧС.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (часть 2).
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).
Указанные в ч. ч. 1, 4 этой статьи порядки и размеры, определяющие право на рассматриваемую компенсацию, установлены Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах" (вместе с "Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", "Правилами выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений членам семей сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах".
Согласно вышеуказанным Правилам (п. 4) (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204), для получения денежной компенсации сотрудник подает рапорт на имя руководителя органа (учреждения), в котором он проходит службу, с приложением следующих документов:
а) копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи;
в) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений в субъекте Российской Федерации, в котором он проходит службу.
Постановление Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204 устанавливает единый порядок для рассмотрения рапортов сотрудников, претендующих на получение специализированного (служебного) жилья и претендующих на получение компенсации за наем (поднаем) жилья по месту службы, вследствие непредоставления (невозможности предоставления) специализированного (служебного) жилья; наряду с чем Правительство РФ не делегирует полномочия конкретным ведомствам, предоставляющим служебное жилье, устанавливать собственные правила предоставления такого жилья и рассмотрения рапортов сотрудников на выплату компенсации с таким жильем связанной, равно, не предусматривает ведение какого-либо учета нуждающихся в служебном жилье.
Пункт 6 этих Правил (утвержденных вышеуказанным Постановлением) упорядочивает очередность рассмотрения рапортов, но ни Правительство РФ, ни Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ не требуют предварительного признания сотрудника нуждающимся в жилье; для такого сотрудника требуется представить доказательства обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ, то есть отсутствие в пользовании жилых помещений по месту несения службы.
Соответственно изложенному, п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.03.2013 года N 204, устанавливает исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к соответствующему рапорту сотрудника, претендующего на выплату компенсации: среди этих документов отсутствуют документы, подтверждающие состояние сотрудника на учете нуждающихся в жилье.
Более того, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 217 от 16 марта 2013 года "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, которым предоставляются жилые помещений специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, которые не имеют жилого помещения по месту службы и которым не выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения,т.е. выплата компенсации может производится независимо от того, принят ли сотрудник на учет нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.
В то же время судебная коллегия считает необоснованным решение суда о взыскании в пользу истца конкретных сумм денежных средств, поскольку вопрос о выплате компенсации компетентным органом по существу разрешен не был, наличие оснований для выплаты компенсации не проверялось. Судебная коллегия приходит к выводу о том, что единая жилищная комиссия ГУ МЧС России по Москве должна повторно рассмотреть заявление фио по существу с учётом выводов суда о незаконности отказа по основанию, изложенному в оспариваемом решении, и принять соответствующее решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила
Решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года изменить.
Признать незаконным решение комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 27 января 2015 года об отказе в выплате фио денежной компенсации за найм жилого помещения.
Обязать единую жилищную комиссию ГУ МЧС России по Москве повторно рассмотреть по существу вопрос о выплате фио денежной компенсации за найм жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.