Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Антоновой Н.В.,
судей Бабенко О.И. и Кнышевой Т.В.,
при секретаре Курбановой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Курбанова Х.П. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Курбанова Х.П. к Министерству финансов РФ о выплате компенсации за утраченное жилье и имущество, возмещении ущерба, компенсации морального вреда отказать,
установила
Курбанов Х.П. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ о выплате компенсации за утраченное жилье и имущество, возмещении ущерба, компенсации морального вреда, ссылался на то, что в период с 1992 по 1999 гг. он проживал в квартире, расположенной по адресу: ***, в 1996 году указанная квартира включена в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, решением Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 14 ноября 2004 г. установлен факт его (Курбанова Х.П.) проживания в вышеназванной квартире в период с 1992 г. по 1999 г. Учитывая эти обстоятельства, просил взыскать с ответчика компенсационную выплату в размере *** руб., в счет возмещения ущерба денежные средства в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб.
Представитель истца по доверенности Тищенко Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Министерства финансов РФ в суд не явился, извещался надлежащим образом.
Третье лицо представитель Правительства Чеченской Республики в суд не явился, извещался надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного просит Курбанов Х.П. по доводам апелляционной жалобы, а именно по тем основаниям, что судом не исследованы все представленные в материалы дела доказательства, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель Курбанова Х.П. по доверенности Курбанов Т.Х. на заседание судебной коллегии явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда как незаконное.
Курбанов Х.П., представитель Министерства финансов РФ, представитель Правительства Чеченской Республики на заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя истца Курбанова Х.П. по доверенности Курбанова Т.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованием закона.
Рассматривая дело, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и в соответствии с требованиями закона, регулирующего данные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения исковых требований Курбанова Х.П. не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08 июня 1992 г. исполнительным комитетом Грозненского городского Совета народных депутатов Курбанову Х.П. выдан обменный ордер на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: ***
14 декабря 2004 г. решением Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики признан факт проживания Курбанова Х.П. в квартире N***, расположенной по ***с 1992 г. по 1999 г.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" постановлением Правительства РФ от 04 июля 2003 г. N 404 утверждено Положение об осуществлении компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории. Установлен размер компенсационной выплаты за утраченное жилье в сумме *** рублей; размер компенсационной выплаты за утраченное имущество в сумме ***. Рублей.
На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечить финансирование, а на Правительство Чеченской Республики осуществить компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год (п. 8).
Правительство Чеченской Республики несет ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории, и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).
Компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным данным постановлением.
Под утраченным жильем для целей данного Положения понимается разрушенное, начиная с 12 декабря 1994 г. в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье, не подлежащее восстановлению.
Право на получение компенсационных выплат имеют граждане, постоянно проживающие на территории Чеченской Республики, жилье которых независимо от формы собственности утрачено и включено в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, утвержденный Правительством Чеченской Республики и Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации (п. 2).
Компенсационные выплаты осуществляются за одно утраченное жилье (индивидуальный жилой дом или квартиру) и находившееся в нем имущество независимо от количества членов семьи или семей, зарегистрированных (прописанных) на жилой площади разрушенного жилья до его утраты (п. 3).
Комиссия в 10-дневный срок с даты приема заявлений направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации в установленном им порядке сведения о гражданах, подавших заявления. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 10-дневный срок с даты получения сведений проводит их проверку и о результатах информирует Комиссию (п. 10).
После поступления из Министерства внутренних дел Российской Федерации документального подтверждения результатов проверки Комиссия в недельный срок принимает решение о компенсационных выплатах, которое оформляется соответственно по форме согласно приложению N 6 или 7.
Решение Комиссии оформляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр хранится в материалах Комиссии как приложение к соответствующему протоколу заседания Комиссии, второй экземпляр подшивается в дело заявителя, о чем в опись указанного дела вносится запись (п. 10).
Комиссия в 3-дневный срок с даты принятия решения о компенсационных выплатах направляет заявителю - уведомление о принятом решении по форме согласно приложению N 8 или 9; в Правительство Чеченской Республики и Управление Федерального казначейства по Чеченской Республике, в едином учетном регистре которого Правительству Чеченской Республики открыт счет, - информацию по форме согласно приложению N 10; в Министерство внутренних дел Российской Федерации - информацию по форме, предусмотренной приложением N 10 к настоящему Положению, с приложением копии соответствующего решения Комиссии для внесения в банк данных (п. 12).
Для осуществления компенсационных выплат уполномоченный Правительством Чеченской Республики орган исполнительной власти в 5-дневный срок с даты получения Правительством Чеченской Республики информации, указанной в пункте 12, заключает с подразделениями Сберегательного банка Российской Федерации или открытого акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (далее именуется - банк) договоры об открытии банковских счетов получателей компенсационных выплат (п. 12).
Из архивного управления Правительства Чеченской Республики представлена копия выписки из электронной базы данных секретариата Комиссии по компенсационным выплатам (протокол N 61 от 16 сентября 2013 г.), согласно которой по положительно рассмотренным материалам на заседании комиссии приостановлены выплаты в связи с отсутствием финансирования.
Также сообщено, что в связи с прекращением финансирования компенсационных выплат, осуществляющихся по постановлению Правительства РФ от 04 июля 2003 г. "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республики гражданам, постоянно проживающим на ее территории", Указом главы Чеченской Республики от 22 января 2014 г. N 10 работа комиссии по рассмотрению данных вопросов приостановлена, секретариат расформирован, заявительские материалы переданы на обработку и хранение в архивное Управление Правительства Чеченской Республики.
По запросу суда архивным управлением Правительства Чеченской Республике была предоставлена копия заявительского материала N 22/8998 Курбанова Х.П.
В представленном материале Курбанова Х.П. отсутствуют данные о том, когда было разрушено жилое помещение по адресу: ***, включено ли оно в перечень разрушенного на территории Чеченской Республики жилья, не подлежащего восстановлению, утвержденный Правительством Чеченской Республики и Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, согласованы ли компенсационные выплаты с МВД России, Минрегионразвития России, где был зарегистрирован Курбанов Х.П. по месту жительства на момент утраты жилья.
Кроме того, в материалах имеется заявление Курбанова Х.П. от 25 марта 2010 г., адресованное в Комиссию по компенсационным выплатам, в котором указано, что в отношении квартиры по адресу: ***, с заявлением о выплате компенсации обратился также Горчаев С.Б., который по данному адресу не проживал, в связи с чем, Курбанов Х.П. просил исключить его из списков.
Согласно сообщению префекта Ленинского района г. Грозного от 20 ноября 2015 г. заявительский материал N 22/8998 Курбанова Х.П. по адресу: ****, рассмотрен на последнем заседании Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество Правительства Чеченской Республики от 16 сентября 2013 г. (протокол N 61) и по нему принято решение приостановить выплаты в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
Дав оценку собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд пришел к правильному выводу о том, что без соблюдения установленного порядка осуществления компенсационных выплат оснований для взыскания с Министерства финансов РФ компенсации за утраченное жилье и имущество не имеется. При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с вышеприведенным порядком на Правительство Чеченской Республики возложена обязанность осуществлять компенсационные выплаты, а также ответственность за целевое расходование средств, перечисленных в доход бюджета Чеченской Республики на осуществление компенсационных выплат и за организационное обеспечение осуществления указанных выплат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Истец не лишен возможности оспорить решение о приостановлении выплаты, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат.
Оснований для признания указанного вывода неправильным, о чем ставятся вопросы в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Разрешая исковые требований Курбанова Х.П. о возмещении ущерба за утрату жилья, на основании ст.ст. 15, 16.1 ГК РФ, суд исходил из следующего.
Согласно ст. 16.1 ГК РФ (введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ) в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи.
Поскольку, из обстоятельств дела усматривается, что жилое помещение было разрушено до введения в действие ст. 16.1 ГК РФ, каких-либо данных, подтверждающих, что причинителем вреда является Министерство финансов РФ, либо лицо, за которое отвечает Министерство финансов РФ, не имеется, кроме того, не представлено доказательств нарушения личных неимущественных прав Курбанова Х.П. со стороны Министерства финансов РФ, суд обосновано отказал в удовлетворении исковых требований Курбанова Х.П. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба за утрату жилья и компенсации морального вреда.
Оснований для признания этого вывода неправильным судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием к отмене постановленного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбанова Х.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.