Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Игнатовой Е.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рассаловой Е.Ю. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Смирновой Е*В* удовлетворить частично.
Признать распоряжение NДГМ-2р-2748/15-1 от 21.01.2015 года незаконным.
Признать распоряжение N У 51-13070 от 24.09.2014 года незаконным.
Обязать ДГИ г. Москвы повторно рассмотреть заявление Смирновой Е*В* о признании малоимущей в целях, установленных ЖК РФ и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установила:
Истец Смирнова Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы и, уточнив исковые требования, просила суд признать действия Департамента городского имущества г. Москвы в виде отказа в постановке на жилищный учет от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 незаконными, признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 21 ноября 2014 года N У51-15473 об отказе в признании нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, обязать ответчика признать Смирнову Е.В. нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты первичного обращения 06 ноября 2014 года, признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 24 сентября 2014 года N У51-13070 об отказе в признании малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать ответчика признать Смирнову Е.В. малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец зарегистрирована и проживает в комнате N 1, жилой площадью 20,6 кв.м. в *** квартире коммунального заселения по адресу: ***. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Смирновой Е.В. и ее бывшему супругу С* по 1/2 доли в праве собственности за каждым. Брак между истцом и С* расторгнут 26 августа 2009 года. Бывший супруг проживает и зарегистрирован в комнате N 2 по указанному адресу, которая также принадлежит ему на праве собственности. Комната N 3, в связи со смертью в 2000 году проживавшего в ней лица, принадлежит городу Москве. Истец является ***, иного места жительства не имеет, в связи с чем обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с заявлением о признании ее малоимущей. Распоряжением от 24 сентября 2014 года N У51-13070 в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с тем, что не прошло 5 лет после совершения действий (расторжение брака) повлекших ухудшение жилищных условий. 06 ноября 2014 года Смирнова Е.В. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в удовлетворении которого распоряжением от 21 ноября 2014 года N У51-15473 ей также было отказано, в связи с тем, что размер площади истца превышает установленную учетную норму. 20 января 2015 года истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку на истца приходится 10,3 кв.м жилой площади, 14,96 кв.м. общей площади в коммунальной квартире, что менее 15 кв.м., соответственно меньше учетной нормы. Согласно ответу Департамента городского имущества г. Москвы от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 истцу было отказано в удовлетворении ее заявления, поскольку учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 10 кв.м.
Определением от 06 апреля 2016 года производство в части исковых требований Смирновой Е.В. о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 21 ноября 2014 года N У51-15473 об отказе в признании нуждающимися в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а также обязани ответчика признать Смирнову Е.В. нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты первичного обращения 06 ноября 2014 года, прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований в данной части.
Истец Смирнова Е.В., а также ее представитель по доверенности Хребтова В.А. в судебное заседание явились, требования о признании действий Департамента городского имущества г. Москвы в виде отказа в постановке на жилищный учет от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 незаконными, признании незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 24 сентября 2014 года N У51-13070 об отказе в признании малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании ответчика признать Смирнову Е.В. малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рассалова Е.Ю. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований истцов возражала.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рассалова Е.Ю., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца Смирновой Е.В., ее представителя по доверенности Хребтовой В.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Смирнова Е.В. зарегистрирована и проживает в комнате N 1, жилой площадью 20,6 кв.м., в трехкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ***.
Указанная комната принадлежит на праве собственности Смирновой Е.В. и ее бывшему супругу С* по 1/2 доли в праве собственности за каждым.
26 августа 2009 года брак между Смирновой Е.В. и С* расторгнут на основании совместного заявления супругов.
Согласно единого жилищного документа площадь жилого помещения по адресу: ***, (с учетом балконов, лоджий, веранд и пр.) составляет *** кв.м., общая площадь жилого помещения *** кв.м., приведенная доля общей площади жилого помещения *** кв.м.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 24 сентября 2014 года N У51-13070 отказано в удовлетворении заявления Смирновой Е.В. о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по тем основаниям, что не прошло 5 лет после совершения ею действий (расторжение брака) повлекших ухудшение жилищных условий.
20 января 2015 года истец обратилась в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о признании ее нуждающейся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, поскольку на истца приходится 10,3 кв.м жилой площади, 14,96 кв.м. общей площади в коммунальной квартире, что менее 15 кв.м., соответственно меньше учетной нормы.
Согласно ответу Департамента городского имущества г. Москвы от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 истцу отказано в удовлетворении ее заявления, поскольку размер приходящейся на Смирнову Е.В. жилой площади превышает учетную норму в размере 10 кв.м.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 6 ст.1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма площади жилого помещения (далее - учетная норма) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
Частью 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии размера площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Как следует из ч. 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с ч.3 ст.53 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные Смирновой Е.В. требования подлежат частичному удовлетворению.
Признавая распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 24 сентября 2014 года N У51-13070 незаконным, суд правильно исходил из того, что на дату обращения Смирновой Е.В. с заявлением о признании ее малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пятилетний срок с даты ухудшения жилищных условий истца в связи с расторжением 26 августа 2009 года брака между Смирновой Е.В. и С* истек.
Установив, что истцу принадлежит 14,965 кв.м. площади жилого помещения в квартире коммунального заселения, то есть менее учетной нормы в размере 15 кв.м., установленной ч.4 ст.9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", при этом пятилетний срок с даты расторжения брака истца истек, суд пришел к выводу, что распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 также законным не является.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании ее малоимущей в целях, установленных Жилищным кодексом РФ, и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции правильно исходил из того, что данный вопрос отнесен к компетенции Департамента городского имущества города Москвы, поэтому пришел к верному выводу о возложении на Департамент городского имущества г.Москвы обязанности повторно рассмотреть заявление Смирновой Е.В. о признании ее малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что ответ Департамента городского имущества г.Москвы от 21 января 2015 года N ДГМ-2Р-2748/15-1 не является решением органа исполнительной власти и носит информационный характер, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет и не может быть принято в качестве оснований для отмены верного по существу решения суда, которым на Департамент городского имущества г.Москвы возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Смирновой Е.В.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Рассаловой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.