Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Канивец Т.В.,
при секретаре Складчиковой А.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционным жалобам истцов Безруковой М.М., Агулиной В.И. и представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеевой Е.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Безрукова М*М*, Безруковой М*М*, действующая в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка интересах Б*, Агулиной В*И* к Департаменту городского имущества г. Москвы о восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы N *** от 03.03.2010 года о снятии с жилищного учета, восстановить на жилищном учете семью с 1987 г.
В остальной части иска отказать,
установила:
Истцы Агулина В.И., Безруков М.М., Безрукова М.М., действующая в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка Б*, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы N *** от 03 марта 2010 года, восстановлении семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по включению семьи истцов в программу обеспечения жилыми помещениями на 2016 год, предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Агулина В.И. с семьей из 3-х человек (она, дочь - Безрукова М.М., внук - Б*, *** года рождения) зарегистрированы в двух комнатах, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, в *** квартире коммунального заселения, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, по адресу: ***. С 1987 года семья Агулиной В.И. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях по заключению МВК, учетное дело N ***. Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы N *** от 03 марта 2010 года семья Агулиной В.И. в составе из 3-х человек (она, дочь - Безрукова М.М., внук - Б*, *** года рождения) сняты с жилищного учета. Уточнив исковые требования, истцы просили суд признать незаконным распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы N *** от 03 марта 2010 года, восстановить семью истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением года постановки на учет, возложить на Департамент городского имущества г. Москвы обязанность по включению семьи истцов в программу обеспечения жилыми помещениями на 2016 год, предоставить семье истцов жилое помещение.
Истцы Агулина В.И., Безруков М.М., Безрукова М.М., действующая в своих интересах и интересах своего несовершеннолетнего ребенка Безрукова С.М., в судебное заседание не явились, извещены, направили в суд своего представителя по доверенности Ефремову А.Б., которая в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Фатеева Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Префектуры ЦАО г.Москвы в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционных жалоб просят истцы Безрукова М.М., Агулина В.И. и представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеева Е.С., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истцов Агулиной В.И., Безрукова М.М., Безруковой М.М. по доверенности Ефремовой А.Б., представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинской И.А., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца Агулиной В.И. (она, дочь - Безрукова М.М., внук - Б*, *** года рождения) занимает две комнаты, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, в *** квартире коммунального заселения, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, по адресу: ***.
С 1987 года семья Агулиной В.И. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях по заключению МВК, учетное дело N ***.
Распоряжением Префектуры ЦАО г.Москвы от 03 марта 2010 года N*** семья истца Агулиной В.И. (она, дочь - Безрукова М.М., внук - Б*, *** года рождения) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п.4 ст.21, п.2 ст.41 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с отказом от пяти предложенных вариантов квартир и неявки для подписания договора найма на предоставленную квартиру по адресу: ***.
Из оспариваемого распоряжения Префектуры ЦАО г.Москвы от 03 марта 2010 года N *** следует, что в связи с отказом от трех вариантов распоряжением Префекта ЦАО от 22 декабря 2008 года N *** семья Агулиной В.И. исключена из Программы реализации жилой площади на 2008 год и переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению после выполнения Программы обеспечения жилыми помещениями на 2009 год.
В 2009 году семье Агулиной В.И. были предложены два варианта отдельных трехкомнатных квартир, по адресу: ***, площадью жилого помещения *** кв.м, общей площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, а также по адресу: ***, площадью жилого помещения *** кв.м, общей площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м., на которые согласия не поступило.
Распоряжением Префектуры ЦАО г.Москвы от 26 января 2010 года N *** "О предоставлении жилой площади Агулиной В.И. по программе 2010 года" семья Агулиной В.И. включена в Программу 2010 года с предоставлением последнего предложенного им жилого помещения - трехкомнатной квартиры, площадью жилого помещения *** кв.м, общей площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м по адресу: ***, с освобождением занимаемой жилой площади и снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как также следует из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 03 марта 2010 года N *** , семья Агулиной В.И. уведомлялась о предоставлении квартиры по адресу: *** и о снятии с жилищного учета в случае отказа от получения выписки из распоряжения префектуры, однако по вопросу получения выписки на предоставленную жилую площадь в установленный срок не обратилась.
В соответствии с ч.3 и ч.4 ст. 21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в редакции от 27.01.2010 года) в случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.
В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.
Согласно ч.1 и ч.2 ст. 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (в редакции от 27.01.2010 года) договор о предоставлении жилого помещения заключается между гражданином и городом Москвой в лице уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения.
В случае отказа гражданина от заключения договора или пропуска им срока, указанного в части 1 настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительной причине решение признается уполномоченными органами, принявшими его, недействительным и гражданин снимается с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с обязательным письменным уведомлением его об этом. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное Префектуры ЦАО г.Москвы от 03 марта 2010 года N *** Агулиной В.И. с семьей с учета по улучшению жилищных условий не соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия с этим выводом соглашается, так как по смыслу ст. ст. 21, 41 Закона г. Москвы N 29, снятие гражданина с жилищного учета представляет собой правовое последствие отказа гражданина от заключения договора социального найма в отношении предоставленного ему жилого помещения после предшествующего отказа от 5 предложенных вариантов жилых помещений.
Вместе с тем, Агулина В.И. не отказывалась и не могла отказаться от заключения договора социального найма в отношении предоставленного жилого помещения, поскольку в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства того, что Агулина В.И. была своевременно извещена о предоставлении ее семье жилого помещения, и имела реальную возможность выразить согласие (несогласие) на заключение договора социального найма в установленные сроки со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения.
Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., определены в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодексе Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Семья Агулиной В.И. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях с 1987 года, то есть до 01 марта 2005 года, в связи с чем могла быть снята с такого учета согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее (до 01 марта 2005 года) предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предусматривает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, по основаниям, установленным законами субъектов Российской Федерации, в том числе положениями Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Снятие семьи Агулиной В.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могло производиться ответчиком исходя из положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, указанным в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены в ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено право устанавливать основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение Префектуры ЦАО г.Москвы от 03 марта 2010 года N *** принято не только с нарушением требований Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", но и вопреки положениям Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с чем суд обосновано признал его незаконным и пришел к правильному выводу о восстановлении семьи истцов на жилищном учете.
Изложенное опровергает доводы жалобы ответчика Департамента городского имущества г.Москвы о правомерности снятия истцов с жилищного учета по указанным в распоряжении Префектуры ЦАО г.Москвы от 03 марта 2010 года N *** основаниям.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истцов Агулиной В.И. и Безруковой М.М., судебная коллегия также не находит оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности включить семью истцов в программу обеспечения жилыми помещениями на 2016 год и предоставить им жилое помещение.
Восстановление судом семьи истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с сохранением даты постановки на учет в силу положений Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" само по себе предполагает обязанность уполномоченного органа исполнительной власти разрешить вопрос о включении истцов в жилищную программу и принять решение о предоставлении им жилого помещения, в связи с чем правовых оснований для возложения данной обязанности в судебном порядке не имеется.
В этой связи доводы жалобы истцов об их возможном выселении из занимаемого ими жилого помещения также на правильность выводов суда повлиять не могут и подлежат отклонению.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истцов Безруковой М.М., Агулиной В.И. и представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеевой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.