Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио,
судей фио,
фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционной жалобе фио на решение Перовского районного суда адрес от дата по иску фио к наименование организации о перерасчете количества потребляемой воды по показаниям приборов учета, выдаче документа подтверждающего отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг,
которым в удовлетворении исковых требований фио отказано,
установила:
Истец фио обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику наименование организации, в котором (после уточнения исковых требований) просил обязать ответчика произвести корректировку начислений за реальное водопотребление и выдать истцу документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг, а также зачесть уплаченную сумму в счет будущих периодов оплаты за жилищно-коммунальные услуги, ссылаясь на ненадлежащее исполнение управляющей компании своих обязанностей, что привело к расхождению между реальными показаниями приборов учета, установленных в квартире истца, и начисленной платой за неиспользованное водопотребление.
Истец фио в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика наименование организации по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что наименование организации является ненадлежащем ответчиком, так как не обладает полномочиями по начислению оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции явился истец фио, который доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика наименование организации в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст.167 ГПК РФ.
Выслушав явившегося участника процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд первой инстанции, при вынесении решения, руководствовался п.3.2 Постановления Правительства адрес от дата N299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствии с ЖК РФ".
Судом первой инстанции установлено, что истец проживает в квартире по адресу: адрес.
Управляющей компанией, которая обслуживает указанный дом, является наименование организации.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик наименование организации не обладает функциями по произведению корректировки начисленной за реальное водопотребление, равно как и полномочиями по начислению оплаты за жилищно-коммунальные услуги, так как данная функция предоставлена адрес, к которому истец требования не предъявлял.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу адрес Кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что дата между УК "Жилфонд" и плательщиком фио заключен договор на предоставление и оплату коммунальных услуг по приборам учета, предметом которого являлась организация оплаты коммунальных услуг по ХВС (холодное водоснабжение), ГВС (горячее водоснабжение) и водоотведение в соответствии с фактическими объемами потребления, согласно показаниям квартирных приборов учета, по действующим тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией при Правительстве Москвы.
Согласно п.п.2.1-2.1.3, управляющая организация обязана: составить акт ввода в эксплуатацию квартирных узлов учета, производить визуальный (ручной) контроль показаний приборов учета не реже одного раза в отчетный период (адрес). При этом, представитель управляющей компании производит снятие показаний приборов учета и составляет акт контроля.
При внеплановых посещениях жилых помещений плательщика (по аварийным вызовам плательщиков, для осмотра приборов учета) представитель управляющей компании производит снятие показаний приборов учета с составлением соответствующего акта контроля по установленной форме.
дата между заказчиком фио и исполнителем наименование организации был заключен договор на оказание услуг по обслуживанию квартирных счетчиков учета расхода воды, согласно которому, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по техническому обслуживанию счетчика холодной воды СХИ-15-"Алексеевский" N06495755. Дата ввода в эксплуатацию 2006, дата окончания срока службы счетчика 2012.
Согласно п. 3.1 договора, исполнитель обязан оказывать услуги, предусмотренные договором, с надлежащим качеством. В любое время водосчетчики, установленные в помещении заказчика, должны быть работоспособны и точность измерения расхода холодной и горячей воды должна соответствовать нормам точности, указанных в Основных технических данных.
Как указал истец в иске, ответчик должным образом, принятые на себя обязательства не исполнял, не проводил сверку приборов учета, в связи с чем, произошло расхождение между реальными показаниями приборов учета, установленных в его квартире и начисленной истцу платы за неиспользованное водопотребление.
Так, истец указывает, что по данным МФЦ общий расход воды (с даты установки приборов учета) на момент его обращения составил 80,6733 куб.м. и 91,2019 куб.м. по горячей и холодной воде соответственно, тогда как по его показания приборов учета составляли по холодному водоснабжению 48 куб.м. и по горячему водоснабжению 62 куб.м.
Из представленной в материалы дела квитанции следует, что оплата за 9 месяц дата в размере 9 030,85 руб. истцом была произведена в наименование организации.
В соответствии с пунктом 2.1.4 постановления Правительства Москвы от дата N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в адрес в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации", ГУ Инженерные службы районов наделены функциями, определенными постановлением Правительства Москвы от дата N 111-ПП "О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов адрес в форме государственных учреждений", в соответствии с которыми:
- осуществляют начисление платежей и выполнение функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги нанимателям по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждения социальной сферы, формирование и доставку единого платежного документа (п. 2.1);
- осуществляют ведение базы данных и предоставление жилищным и ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для ведения учета платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги и ресурсы (п. 2.6).
Во исполнение постановления Правительства Москвы от дата N 643-ПП функции ГКУ адрес по договорам об организации расчетов были переданы Многофункциональному центру предоставления государственных услуг адрес.
Из ответа Государственной жилищной инспекции адрес от дата на запрос истца следует, что квартира истца оборудована приборами учета, начисление платы за водоснабжение производится по показаниям приборов учета, предоставляемым заявителем в МФЦ; показания индивидуальных приборов учета в периоды с дата по дата, с дата по дата заявителем не передавались и расчет платы производился из рассчитанного среднемесячного объема потребления. Однако указано, что при предоставлении показаний ИПУ в автоматическом режиме производится перерасчет размера платы с учетом фактического потребления.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами суда первой инстанции о том, что управляющая организация является ненадлежащим ответчиком исходя из следующего.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (от дата N 253).
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (пп. 4 п. 1.1).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Потребитель имеет право (п. 33):
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно п. 31 Правил исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (п. г);
производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (п. д).
Истец неоднократно обращался в управляющую компанию о проведении сверки показаний приборов учета, однако сверку управляющая компания так и не произвела.
Истец представил в материалы дела ответ ГБУ адрес МФЦ от дата на заявление истца, из которого следует, что решение вопроса о произведении корректировки начислений за водопотребление и зачета уплаченной суммы в счет будущих платежей не относятся к компетенции ГБУ МФЦ адрес.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия, исходя из вышеуказанным норм права, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, приходит к выводу, что наименование организации является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку у истца именно с управляющей организацией заключены договоры на оказание услуг по обслуживанию квартирных счетчиков учета расхода воды и на предоставление и оплату коммунальных услуг по приборам учета.
Кроме того, как следует из квитанции об оплате за жилищно-коммунальные услуги, истец производит оплату на расчетный счет управляющей наименование организации.
Согласно п.61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
На основании изложенного, учитывая, что в настоящее время имеются разночтения между показаниями индивидуальных приборов учета и определенной к оплате сумме за водопотребление, учитывая, что ответчик не представил доказательств проведения сверки предоставленных потребителем показаний приборов учета водоснабжения, в то время как согласно заключенным договорам с истцом, именно на ответчика возложена данная обязанность, судебная коллегия, приходит к выводу о необходимости обязания наименование организации провести сверку начислений за холодное и горячее водоснабжение в течение месяца с момента вынесения настоящего определения, исходя из данных приборов учета, установленных в квартире, расположенной по адресу: адрес.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о обязании ответчика выдать истцу документ, подтверждающий отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг, а также произвести зачет уплаченных сумм в счет будущих периодов оплаты за жилищно-коммунальные услуги, поскольку первоначально ответчику необходимо произвести сверку начислений, после чего, в случае установления расхождения между показаниями проверяемых приборов учета и объемом коммунального ресурса, обязать наименование организации произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу.
Оснований для выдачи справки об отсутствии задолженности у истца в настоящее время также не имеется, поскольку в настоящее время не установлен факт наличия или отсутствия задолженности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Перовского районного суда адрес от дата - отменить.
Иск фио к наименование организации о перерасчете количества потребляемой воды по показаниям приборов учета, выдаче документа подтверждающего отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг - удовлетворить частично.
Обязать наименование организации провести сверку начислений за холодное и горячее водоснабжение в течение месяца с момента вынесения настоящего определения, исходя из данных приборов учета, установленных в квартире, расположенной по адресу: адрес.
В случае установления расхождения между показаниями проверяемых приборов учета и объемом коммунального ресурса (холодное и горячее водоснабжение), обязать наименование организации произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу, исходя из положений п.61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.