06 октября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Салтыковой Л.В., судей Гончаровой О.С., Дорохиной Е.М., при секретаре Бараксанове И.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гончаровой О.С. дело по апелляционной жалобе истца Бурлаковой Л.Б. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2016 года, которым постановлено:
- В удовлетворении исковых требований Бурлаковой Л.Б. к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение, отказать,
установила:
Бурлакова Л.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указала, что она зарегистрирована в квартире по адресу: <_> где проживает на праве самостоятельного бессрочного пользования. Собственником указанной квартиры является Илизиров Э.Р., который не является родственником истца, они являются разными семьями. Кроме того, в квартире проживает семья Терехиной Т.М., которая также обладает правом самостоятельного бессрочного пользования. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от <_> "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2014-2017 года", Государственной программой города Москвы "Жилище" и Постановлением Правительства Москвы от <_>, дом <_>подлежит сносу, а граждане переселению. Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от <_>Илизирову Э.Р. в порядке возмещения (компенсации) в связи со сносом дома была предоставлена квартира по адресу: <_>, с заключением договора, определяющего переход права собственности при условии вселения и регистрации по месту жительства пользователей Бурлаковой Л.Б. и Терехиной Т.М. Истец полагает, что ее право пользования квартирой не зависит от право собственности Илизирова Э.Р., и предоставление Илизирову Э.Р. другой квартиры в собственность взамен сносимого жилья не порождает прав истца на выделяемое жилье, как и не прекращает право пользования квартирой по проспекту Вернадского. С учетом уточненных требований, истец просила суд признать Бурлакову Л.Б. с учетом оснований изложенным ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, надающейся в жилье, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием жилья на праве собственности или по договору социального найма, найма жилых помещений жилищного фонда социального использования отсутствием родственных и семейных отношений с собственником жилья, в связи со сносом дома; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Бурлаковой Л.Б., как отдельной семье из одного человека, обладающей самостоятельным бессрочным и не прекращающимся правом пользования квартирой по адресу: <_>, подлежащей сносу, равноценную квартиру, ограниченную районом проживания.
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал, пояснив, что отдельное жилое помещение предоставлено не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Бурлакова Л.Б. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона, фактическими обстоятельствами дела и представленными в материалы дела доказательствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с постановлением Правительства города Москвы от <_> "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы", Государственной программой города Москвы "Жилище" на 2012-2018 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы на <_> подлежит сносу.
Илизиров Э.Р. является единоличным собственником отдельной двухкомнатной квартиры площадью жилого помещения <_>кв.м., общей площадью <_>кв.м., жилой площадью <_>кв.м., расположенной по адресу: г<_>, что подтверждается выпиской из Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <_>.
На данной площади по месту жительства зарегистрированы: с <_>года Бурлакова Л.Б., <_> г.р. (пользователь), с <_> года Терехина Т.М., <_> г.р. (пользователь), что подтверждается единым жилищным документом.
Илизиров Э.Р., Бурлакова Л.Б., Терехина Т.М. на учете нуждающихся в жилых помещениях, в улучшении жилищных условий и нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений не состоят.
На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от <_>Илизирову Э.Р. в порядке натурального возмещения (компенсации) за жилое помещение в доме, подлежащем сносу, предоставлена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения <_>кв.м., общей площадью <_>кв.м., жилой площадью <_>кв.м., расположенная по адресу: <_>, в собственность с заключением договора, определяющего переход право собственности при условии вселения и регистрации по месту жительства пользователей Бурлаковой Л.Б., Терехиной Т.М.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона города Москвы от 31.05.2006 г. N 1 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", освобождение жилых помещений (жилых домов) и переселение граждан из жилых помещений (жилых домов) в городе Москве производятся по основаниям, указанным в федеральном законодательстве и настоящем Законе.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", по письменному заявлению собственника с ним заключается договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.
В соответствии с ч. 1ст. 13 Закона города Москвы N 21 от 31 мая 2006 года N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений", переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде города Москвы соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или в предусмотренных законом случаях путем строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами города Москвы.
В силу ч.7 ст. 13 Закона г. Москвы от 31.05.2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", при предоставлении жилого помещения гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, не состоящим на жилищном учете и занимающим жилые помещения менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом города Москвы, учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. Перечень действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и действий, не являющихся ухудшением жилищных условий, устанавливается законом города Москвы. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершении ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
В соответствии с п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В указанной норме права предусмотрены правовые последствия при осуществлении гражданами, не состоящими на жилищном учете, действий по ухудшению своих условий. В данной норме не содержится положение о предоставлении гражданам, не состоящим на жилищном учете, другого жилого помещение в связи с их выселением из жилого помещения, подлежащего сносу, исходя из учетной нормы предоставления в размере 18 кв. м на одного человека. Таким образом, приведенные положения части 7 статьи 13 названного Закона города Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 не наделяют ответчиков правом на получение жилого помещения на условиях договора социального найма исходя из учетной нормы предоставления в размере 18 кв. м на одного человека.
Правильно применив вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции исходил из того, что переселение граждан из сносимого жилищного фонда не относится к числу действий, определяемых законом как улучшение жилищных условий граждан, в связи с чем правовых оснований для удовлетворении требований Бурлаковой Л.Ю. об обязании предоставить ей отдельное благоустроенное жилое помещение не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Предоставление Илизирову Э.Р. другого жилого помещения в данном случае производится не в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с отселением из подлежащего сносу дома, и в силу закона отселяемым предоставляется равноценное жилье.
Ссылки истца в апелляционной жалобе на нарушение ее жилищных прав, закрепленных в ст. 40 Конституции РФ, признаются судебной коллегией несостоятельными.
При предоставлении Илизирову Э.Р. иного жилого помещения, истец не лишена имеющегося у нее правом пользования, так, Илизирову Э.Р. предоставлено в собственность жилье с заключением договора, определяющего переход право собственности при условии вселения и регистрации по месту жительства пользователей Бурлаковой Л.Б., Терехиной Т.М.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления истцу отдельного жилого помещения как отдельной семье, не основаны на законе, оснований для улучшения жилищных условий истца не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, и обстоятельств, опровергающих выводы суда, нуждающихся в дополнительной проверке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бурлаковой Л.Б.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.