Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Левиной В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Колокольникова В.Г. - Гурина К.А. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 г., которым постановлено:
В иске Колокольникова В.Г. к УФСИН России по Московской области, ФСИН России о признании решения незаконным, взыскании компенсации морального вреда, отказать,
установила:
Колокольников В.Г. обратился в суд с иском к Управлению ФСИН России по Московской области и ФСИН России о признании незаконным решения от *** г., принятого Комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу во ФСИН России, об отказе в принятии Колокольников В.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и одновременно просил обязать названную Комиссию поставить истца на учет для получения указанной социальной выплаты с даты подачи заявления, произвести выплату в соответствии с действующим законодательством и взыскать в его пользу с Управления ФСИН России по Московской области *** рублей в счет денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Колокольников В.Г. указал, что является сотрудником *** с *** года, на дату обращения с рапортом о постановке на учет для получения субсидии его выслуга составляла более *** лет в календарном исчислении, а жилищные условия его семьи давали ему право на получение указанной выше единовременно социальной выплаты в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако, рапорт истца о постановке на учет для получения субсидии, поданный им ***г. в подкомиссию УФСИН России по МО, был оставлен без удовлетворения обжалуемым решением комиссии ФСИН России от *** г. (выписка из протокола N***) со ссылкой на отсутствие обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 (в руб. от 26.03.2014 г.), - тогда как все предусмотренные Правилами документы истцом были представлены, кроме того, поскольку ни он, ни члены его семьи не являлись нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения либо членами семьи собственника жилого помещения, - то они обладали правом на получение указанной выше выплаты.
Истец Колокольников В.Г. и его представители Гурин К.А., Кузнецов М.В. в судебное заседание первой инстанции явились, требования поддержали; представители истца пояснили, что основанием для взыскания с работодателя компенсации морального вреда является тот факт, что при приеме документов истцу не было разъяснено о том, что у него отсутствуют необходимые документы.
Представитель ответчика ФСИН России, также представляющая интересы УФСИН России по Московской области - Белова А.С. в судебное заседание первой инстанции явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым у истца отсутствует право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку истцом не была представлена информация о его регистрации с *** по *** года, о регистрации его супруги до *** года, и не представлены документы, позволяющие определить площадь жилого помещения в г. *** ***, в котором постоянно зарегистрирована супруга и сын истца, а функции подкомиссии УФСИН России по Московской области ограничены принятием от сотрудников документов и их передачей на рассмотрение в комиссию ФСИН.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель истца Колокольникова В.Г. - Гурин К.А. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав истца Колокольникова В.Г., его представителей Гурина К.А., Кузнецова М.В., представителя ответчика ФСИН России, также представляющая интересы УФСИН России по Московской области - Белову А.С., проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник либо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п/п.1 п.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ), либо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п/п.2 п.3 той же статьи), либо в иных прямо предусмотренных данной нормой случаях. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Из материалов дела следует, что Колокольников В.Г. с *** года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы; *** г. истцом по месту его работы был подан рапорт с приложением документов для решения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
*** г. подкомиссия УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов направления в комиссию ФСИН России рапортов (заявлений) и документов сотрудников и граждан с целью предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (далее - подкомиссия УФСИН России по Московской области) приняла решение о направлении заявления и документов истца на комиссию ФСИН России.
Согласно протоколу N *** от **г. заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369.
Руководствуясь положениями ст. 4 от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 369 от 24.04.2013 г., п. 8.1.2, 10.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, утвержденного приказом ФСИН России N 496 от 29.08.13 г., а также учитывая, что истцом не были представлены документы, подтверждающие обеспеченность квадратными метрами в соответствии с законом, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает приведенные выводы суда законными и обоснованными.
Так, к рапорту истца были приложены документы, свидетельствующие о том, что его супруга и несовершеннолетний сын *** зарегистрированы по месту жительства, а несовершеннолетний сын *** - по месту пребывания на срок с *** по ***гг., - по адресу: ***, - при этом в данное жилое помещение указанные лица были вселены в качестве членов семьи ее собственника ***, как иные родственники - на что указано в выписке из домовой книги (л.д.23), однако никаких документов, которые позволяли бы определить площадь указанного жилого помещения, представлено не было. Также из представленных истцом документов следовало, что в период с *** по ***гг. он имел место постоянного жительства и был зарегистрирован в доме *** по ул.*** в г.*** *** области; обстоятельств, явившихся основанием для его снятия с регистрационного учета по месту жительства по данному адресу, Колокольниковым В.Г. также представлено не было.
Между тем, для постановки на учет для получения социальной выплаты истец должен был представить документы, подтверждающие его право на получение социальной выплаты, и коль скоро супруга и дети истца были вселены в жилой дом по адресу: *** в качестве членов семьи его собственника, то именно истец должен был представить документ, подтверждающий, что обеспеченность членов его семьи составляет менее 15 кв.м. на каждого из них, однако такой документ им представлен не был. То обстоятельство, что истцом был представлен документ, подтверждающий отсутствие финансово-лицевого счета по вышеуказанному адресу, о неправильности выводов суда не свидетельствует.
Судебной коллегией учитывается также, что согласно ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Поскольку истцом не было представлено никаких документов о том, что послужило причиной его снятия ***г. с регистрационного учета по месту жительства в доме *** по ул.*** в г.*** *** области, а с указанного момента до обращения Колокольникова В.Г. с рапортом от ***г. прошло менее *** лет, что это обстоятельство также должно было учитываться при принятии оспариваемого решения Комиссии ФСИН России.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, и иное толкование закона, не содержат ссылки на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Колокольникова В.Г. - Гурина К.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.