Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Кочергиной Т.В., Грибовой Е.Н.,
при секретаре Волковой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Рассаловой Е.Ю. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Якунина М*М* - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение ДЖП и ЖФ г.Москвы от 21.02.2014 г. N *** "О снятии с жилищного учета".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Якунина М*М* и членов его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1995 года.
установила:
Истец Якунин М.М. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N*** от 21 февраля 2014 года, восстановлении Якунина М.М. с семьей из трех человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 21 февраля 2014 года N *** семья Якунина М.М. из трех человек снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с наличием у Якунина М.М. на праве собственности жилого дома, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***. Поскольку указанное строение непригодно для круглогодичного проживания, истец просил суд признать недействительным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N *** от 21 февраля 2014 года, обязать ответчика восстановить Якунина М.М. с семьей из трех человек на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет.
Истец Якунин М.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своих представителей по доверенности Якунину Н.П. и Шаталову Т.М., которые в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Рассалова Е.Ю. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Рассалова Е.Ю., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание судебной коллегии стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что семья истца Якунина М.М. из трех человек (он, супруга Я*, дочь Я*) занимают жилое помещение - двухкомнатную квартиру, общей площадью *** кв.м, жилой площадью ***кв.м, по адресу: ***, на основании договора социального найма N *** от 28 марта 2009 года.
Ранее семья Якунина М.М. в составе из шести человек (он, супруга Я*, дочь Я*, сын Я*, супруга сына Я*, внук Я*) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1995 года по категории "общие основания", учетное дело N ***.
По рекомендации общественной жилищной комиссии муниципального района "Нижегородский" от 26 февраля 1998 года, протокол N 2, семья Якунина М.М. в составе из шести человек (он, супруга Я*, дочь Я*, сын Я*, супруга сына Я*, внук Я*) переведена на льготную категорию "больной ребенок".
В 1999 году в спорном жилом помещении по адресу: ***, по факту рождения зарегистрирована несовершеннолетняя дочь Я* - Я*, *** года рождения.
Распоряжением Префекта ЮВАО г.Москвы N 575ЖК от 28 февраля 2001 года утверждено решение главы Управы района "Нижегородский" о предоставлении *** на состав семьи из четырех человек (он, супруга Я*, сын Я*, дочь Я*) *** квартиры, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м, по адресу: ***, со снятием с жилищного учета.
Семья Якунина М.М. в составе из трех человек (он, супруга Я*, дочь Я*) оставлена на жилищном учете по категории "общие основания".
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N*** от 21 февраля 2014 года истец Якунин М.М. с семьей из трех человек (он, супруга Я*, дочь Я*) сняты с жилищного учета на основании ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ч. 2 ст. 15 Закона г.Москвы от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления с учетом площади занимаемой квартиры и площади жилого дома, находящегося в собственности Якунина М.М., расположенного по адресу: ***.
Согласно заключению N 16404 СТЭ по результатам строительно-технической экспертизы объекта по адресу: ***, выявлено несоответствие характеристик его ограждающих конструкций нормативным требованиям, что не позволяет использовать объект для проживания в холодный период года. Кроме того, объект не имеет помещений ванной, туалета и душевой, в связи с отсутствием инженерных систем водоснабжения и канализации.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статьей 7 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" установлено, что жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; имеют гражданство Российской Федерации; проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Согласно п.4 ст.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае, если заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 9 указанного Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу п.2 ч.1 ст.15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N*** от 21 февраля 2014 года незаконным и восстановлении на жилищном учете Якунина М.М. с семьей из трех человек с момента принятия на жилищный учет.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что строение, принадлежавшее на праве собственности Якунину М.М., не пригодно для постоянного проживания граждан, а также не имеет удобств, предусмотренных п.4 ст.1 ст. 8 Закона г.Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с чем не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на всех членов семьи.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Из заключения N16404 СТЭ по результатам строительно-технической экспертизы объекта по адресу: ***, усматривается, что наружные ограждающие конструкции указанного строения не имеют теплоизоляции, а также влагоизоляционного слоя, выявлено наличие на внутренних стенах следов влаги, что свидетельствует об их промерзании. Фактическое термическое сопротивление ограждающих конструкций не соответствует требуемым нормативным термическим сопротивлениям, что не позволяет ограждающим конструкциям удерживать тепло внутри помещений в холодный период года. Мощность установленного на объекте комбинированного котла не способна обеспечить комфортную температуру в помещениях объекта при среднесуточной температуре ниже +8 градусов по Цельсию.
Таким образом, с учетом положений ст.15 ЖК РФ и п.15 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, строение, расположенное по адресу: ***, не отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и не может быть принято к учету при исчислении площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи истца.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о том, что данный дом в установленном законом порядке не переведен из статуса жилого помещения в нежилое, на правильность выводов суда не влияют, поскольку фактически для постоянного проживания дом, расположенный по адресу: ***, не пригоден.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Рассаловой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.