10 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Климовой С.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Котельникова И.С. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 16 мая 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Котельникова И.С. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** года N ***, обязании принять в зачет подсчета специального стажа исходя из количества налета часов периодов работы, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 08.10.2015 года, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины - отказать,
установила:
Котельников И.С. 14.03.2016 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области), в котором просил признать незаконным решение ответчика N *** от *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды его работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 20.03.1995 по 27.05.2008 бортпроводником, с 28.10.2008 по 11.05.2009 бортпроводником-инструктором, с 12.05.2009 по 08.10.2015 бортпроводником-инспектором и назначить ему пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, т.е. с 08.10.2015, а также взыскать судебные расходы по оплате госпошлины в размере *** руб., мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражал.
16.05.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Котельников И.С. по доводам своей апелляционной жалобы от 27.06.2016.
В заседание судебной коллегии истец Котельников И.С. и представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 176-179).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Котельников И.С., *** года рождения, 08.10.2015 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области (протокол N ***) от *** в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" Котельникову И.С. отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в летном составе гражданской авиации, также истцу отказано в назначении пенсии на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013, поскольку на момент обращения истец не достиг возраста 50 лет.
В специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 не включены периоды работы истца в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" бортпроводником, бортпроводником-инструктором, бортпроводником-инспектором, поскольку право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию имеют члены экипажа из числа летного состава, в то время как занимаемые истцом должности входят в состав кабинного экипажа; кроме того, должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с чем истец не обладает правом на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, в указанном составе гражданской авиации.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
П. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п.2).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 N 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством РФ на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Как следует из трудовой книжки, Котельников И.С. работал в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 20.03.1995 по 26.05.1997 бортпроводником отдела обслуживания на борту, с 27.05.1997 по 31.03.1999 - бортпроводником старшим службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.04.1999 по 29.02.2004 - бортпроводником службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.03.2004 по 28.02.2006 - бортпроводником старшим службы бортпроводников департамента сервиса, с 01.03.2006 по 28.10.2007 - бортпроводником старшим первого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 29.10.2007 по 27.10.2008 - бортпроводником-инструктором второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 28.10.2008 по 11.05.2009 - бортпроводником-инструктором шестого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 12.05.2009 по 31.12.2009 - бортпроводником-инспектором группы бортпроводников-инспекторов отдела летного инспектирования инспекции по безопасности полетов департамента обеспечения безопасности полетов и качества, с 01.01.2010 по 31.12.2012 - бортпроводником-инспектором группы бортпроводников-инспекторов отдела летного и полевого инспектирования инспекции по безопасности полетов департамента обеспечения безопасности полетов и качества, с 01.01.2013 - бортпроводником-инспектором группы бортпроводников-инспекторов отдела летного инспектирования инспекции по безопасности полетов департамента обеспечения безопасности полетов и качества, где продолжал работать на момент обращения к ответчику за назначением пенсии.
В соответствии со справкой N *** от ***, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании приказов о приеме на работу, переводах, летной книжки, лицевых счетов, Котельников И.С. с 20.03.1995 работает в указанной организации на различных должностях; находился в отпусках без сохранения заработной платы с 20.09.2005 по 06.10.2005, с 13.02.2009 по 15.02.2009, с 23.03.2009 по 26.03.2009, с 06.04.2009 по 10.04.2009, с 01.03.2015 по 31.03.2015, учебных отпусков, не было; был занят на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю, работы с сокращенным рабочим днем, а также совмещения профессий не было; справка выдана в отдел социального обеспечения по месту жительства для включения в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 и ПСМ РСФСР от 02.10.1991 N 517 по Списку N 1 раздел XXI (транспорт) позиция "12003000-11217 Бортпроводники" (л.д. 21).
Разрешая требования Котельникова И.С. о включении в специальный стаж спорных периодов работы в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку занимаемые истцом в спорные периоды должности не входят в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в связи с чем оснований для назначения истцу пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 не имеется.
Кроме того, судом обоснованно учтено, что должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел "Гражданская авиация", позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Разрешая требования истца об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у Котельникова И.С. отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку нарушений пенсионных прав истца судом не установлено, то требования о взыскании судебных расходов на оплату госпошлины обоснованно отклонены судом.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что занимаемые им должности бортпроводника, бортпроводника-инструктора, бортпроводника-инспектора в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ относится к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013, основаны на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства, иной оценке доказательств характера его работы в спорные периоды и не опровергают выводы суда об отсутствии у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию, учитывая занимаемые им должности и характер выполняемой работы.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 16 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котельникова И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.