Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дорохиной Е.М., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Артемьевой М.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 августа 2016 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N *** от 21.07.2014 г. о снятии Исмаиловой З*Х*, Исмаилова Х*И*, Исмаиловой Н*Ж*, Секамовой Г*Х*, Г*, Г*, И*, Ч* с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ незаконным.
Возложить обязанность на Департамент городского имущества г. Москвы восстановить Исмаилову З*Х*, Исмаилова Х*И*, Исмаилову Н*Ж*, Секамову Г*Х*, Г*, Г*, Исмаилова А*Р, Ч* на учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты постановки с 15.06.2009 года.
установила:
Исмаилова З.Х. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, восстановлении на жилищном учете с даты постановки на учет.
Требования мотивированны тем, что Исмаилова З.Х. с семьей из восьми человек (она, дочь Г*, *** года рождения, дочь Г*, *** года рождения, сын И*, *** года рождения, мать Исмаилова Н.Ж., отец Исмаилов Х.И., сестра Бедретдинова Г.Х., сестра Секамова Г.Х.) с 2009 года состояли на учете нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, учетное дело N ***. Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N *** от 21 июля 2014 года истец с семьей из восьми человек были сняты с жилищного учета, как обеспеченные площадью жилого помещения свыше учетной нормы. Поскольку с момента принятия семьи истца на учет их жилищные условия фактически не изменились, истец просила суд признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы N *** от 21 июля 2014 года, восстановить семью истца из восьми человек на учете нуждающихся в содействии г.Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты постановки на учет.
Истец Исмаилова З.Х., а также её представитель Большагин Н.Г. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдаров А.М. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Соколинской И.А., истца Исмаиловой З.Х., ее представителя Большагина Н. Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, истец Исмаилова З.Х., с семьей из восьми человек (она, дочь Г*, *** года рождения, дочь Г*, *** года рождения, сын И*, *** года рождения, мать Исмаилова Н.Ж., отец Исмаилов Х.И., сестра Бедретдинова Г.Х., сестра Секамова Г.Х.) проживают на основании договора передачи от 11 марта 1993 года N *** в *** квартире площадью жилого помещения *** кв.м, общей площадью 75,8 кв.м, жилой площадью *** кв.м, по адресу: г**.
Распоряжением Управы района "***" города Москвы от 22 июля 2009 N 114-Р "О признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ" Исмаилова З.Х. с семьей из восьми человек (она, дочь Г*, *** года рождения, дочь Г*, *** года рождения, сын И*, *** года рождения, мать Исмаилова Н.Ж., отец Исмаилов Х.И., сестра Бедретдинова Г.Х., сестра Секамова Г.Х.) принята на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, учетное дело ***.
В ходе перерегистрации учетного дела выявлено, что в заявлении от 15 июля 2009 года, поданном Исмаиловой З.Х., а также в представленных документах, которые послужили основанием для принятия на жилищный учет, отсутствует информация и документы о праве собственности мужа сестры - С* на жилой дом площадью жилого помещения *** кв.м, по адресу: ***. Собственником является С*, один на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию б\н от 24 декабря 2007 года.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 21 июля 2014 года N *** в соответствии с п.п. 3,4,5 ст. 16 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а так же в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 года N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики жилищного фонда города Москвы" было принято решение о снятии семьи истца с учета в качестве нуждающейся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ.
Также судом первой инстанции установлено, что С* никогда не вселялся в спорную квартиру, на улучшение жилищных условий не претендуют, зарегистрирован и проживает в жилом помещении, принадлежащим ему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу п.2 ч.1 ст.15 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В соответствии с ч.1 и ч. 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Согласно ч.2 и ч. 4 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
Частью 1 ст.9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им соответствующую правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы N *** от 21 июля 2014 года принято с нарушением требований действующего законодательства.
Как правильно указал суд, из положений ч.2 и ч. 4 ст. 20 Закона города Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что жилое помещение в порядке, предусмотренном данным Законом, предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете, и при предоставлении жилого помещения учитывается обеспеченность площадью жилого помещения только тех лиц, которые состоят на жилищном учете. Не могут приниматься к учету жилые помещения членов их семей, которыми стоящие на жилищном учете лица не имеют права пользоваться.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что супруг сестры истца С* на жилищном учете совместно с семьей истца в качестве члена семьи не состоял, каких-либо доказательств наличия у членов семьи истца права пользования жилым помещением, находящимся в собственности С*, в материалы дела не представлено, в связи с чем жилищные условия данного лица не могли учитываться при оценке уровня обеспеченности Исмаиловой З.Х. жилыми помещениями.
Поскольку изменений в жилищных условиях семьи истца, в результате которых были бы утрачены основания, дающие им право на улучшение жилищных условий, не наступило, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законных оснований для снятия семьи Исмаиловой З.Х. с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ у Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не имелось, в связи с чем семья истца подлежит восстановлению на жилищном учете с даты постановки на учет с 2009 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 08 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности Эльдарова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.